Теоретические и методические аспекты формирования социального поведения в высшей школе
https://doi.org/10.21686/2413-2829-2021-2-99-112
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Цель исследования – привлечение внимания к проблеме воспитания и к необходимости совершенствования теоретического и методического обеспечения процесса социального воспитания студентов в высшей школе, направленного на формирование социального поведения студента непосредственно в образовательной организации, соответствующего культурному уровню, нормам и правилам этой образовательной организации. Источником информации послужили законодательные акты и научные публикации по вопросам воспитания обучающихся. Некоторые категории и понятия, применяемые при исследовании социального воспитания и поведения, еще не получили завершенного вида, поэтому выполненное исследование основано на методологии науки, содержащей в качестве одного из своих разделов совершенствование и конкретизацию понятийно-категорийного аппарата в данной области науки. Также в ходе исследования для описания процесса формирования социального поведения в высшей школе применен системный, кибернетический подход, предполагающий моделирование процесса воспитания в виде модели управления процессом социализации учащегося, предполагающей задание требований, мониторинг достигнутых результатов и корректировку управления посредством обратной связи. В исследовании применены элементы планирования с разработкой перечня работ и мероприятий по управлению процессом социального поведения студентов. В результате исследования уточнен и сформирован понятийно-категорийный аппарат, необходимый для описания процесса социализации студента в образовательной организации, включая такие понятия, как социальное воспитание, социализация, социальное поведение, организационное поведение, дисциплина поведения, кодекс поведения, культура поведения, организационная дисциплина; разработана модель управления процессом формирования социального поведения студента в виде системы с обратной связью; предложен перечень работ и мероприятий для обеспечения процесса управления социальным поведением с оценкой их применяемости в современной практике. Полученные результаты могут стать основой для разработки механизма управления социальным воспитанием в вузе и могут быть применены не только в высшей школе, но и в иных образовательных организациях.
Об авторе
А. В. КоротковРоссия
Анатолий Владимирович Коротков, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры статистики
117997, Москва, Стремянный пер., д. 36
Список литературы
1. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. - М. : АСТ, 2006.
2. Заярская Г. В., Медков В. А., Соколов П. А., Чёнушкина М. С. Разработка кодекса студента образовательного учреждения высшего профессионального образования и его значение в процессе становления личности специалиста // Электронный научный журнал «ЦИТИСЭ». - 2015. - № 4. - С. 14.
3. Коротков А. В. Воспитание в сервисной парадигме образования // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 15 : материалы XIX Национальной научной конференции с международным участием «Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения». Ч. 1. - М. : ИНИОН РАН, 2020. - С. 558-560.
4. Коротков А. В. Сервисный подход в образовании: несостоятельность и негативное влияние на национальную экономическую безопасность // Стратегии противодействия угрозам экономической безопасности России. Вып. II : материалы II Всероссийского форума по экономической безопасности. Тамбов, 5-6 июня 2019 года). - Тамбов : Издательский центр ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», 2019. - C. 217-220.
5. Коротков А. В., Ярных Э. А., Горелова Т. П. К вопросу об «образовательных услугах»: экономический и социальный аспекты // Вопросы региональной экономики. - 2018. - Т. 36. - № 3. - С. 35-42.
6. Мишина Г. Н. Организационная социализация студентов в вузе // Уровень жизни населения регионов России. - 2009. - № 7 (137). - С. 61-65.
7. Павлов Б. С. Профессор вуза в интерьере студенческих девиаций // Академический вестник. - 2014. - № 2 (28). - С. 382-388.
8. Павлов Б. С. Социализация молодежи и девиации в студенческой среде на Урале // Современное общество и власть. - 2015. - № 4 (6). - С. 34-41.
9. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2002.
10. Прядченко Е. К. Проблемы управления студенческим контингентом вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2006. - № 1. - С. 83-84.
11. Собольников В. В. Коррекция девиантного поведения студентов в образовательном пространстве // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 4. - С. 173-177.
12. Созонов В. П. Дисциплина школьника: разговор на скучную тему… // Народное образование. - 2010. - № 5 (1398). - С. 230-240.
13. Louis M. R. Surprise and Sensmaking: What Newcomer Experience in Entering Unfamiliar Organizational Settings // Administrative Science Quarterly. - 1980. - Vol. 2. - N 25. - P. 226-251.
Рецензия
Для цитирования:
Коротков А.В. Теоретические и методические аспекты формирования социального поведения в высшей школе. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2021;18(2):99-112. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2021-2-99-112
For citation:
Korotkov A.V. Theoretical and Methodological Aspects of Shaping Social Behavior in Higher School. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2021;18(2):99-112. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2021-2-99-112
ISSN 2587-9251 (Online)