Preview

Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова

Расширенный поиск

Россия в условиях развития евразийских коммуникаций и транзита: последствия пандемии и национальные транспортные интересы

https://doi.org/10.21686/2413-2829-2021-3-32-43

Аннотация

В статье анализируются изменения, которые претерпевает евразийский транзит в связи с последствиями глобальной пандемии COVID-19. Авторы рассматривают развитие транспортных коммуникаций и расширение международных транспортных коридоров как стратегически важную часть национальной российской экономики, которая в последнее время во многом благодаря пандемии стремительно набирает обороты. Востребованность евразийских сухопутных маршрутов еще больше выросла из-за форс-мажорной блокировки Суэцкого канала весной2021 г. Проведен контент-анализ баз данных, нормативных документов, стратегий, экспертных оценок и актуальной статистики по евразийскому грузовому контейнерному транзиту. Исследованы новейшие тренды, связанные с введением карантинных ограничений и потенциалом стран адаптироваться к новым реалиям. Выявлена связь между внутренними процессами в странах ЕАЭС и ростом контейнерного транзита через российскую территорию. Авторами определены причины существенной утраты в2020 г. транзитной конкурентоспособности Казахстана и показано, как внутренний политический кризис в Беларуси закрывает ей маршруты для перевалки грузов в Европу. Сформулированы основные приоритеты в развитии национальных транспортных интересов Российской Федерации.

Об авторах

М. Тураева
Институт экономики Российской академии наук; Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Россия

Мадина Октамовна Тураева, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник ИЭ РАН; профессор кафедры национальной и региональной экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова

117218, Москва, Нахимовский проспект, д. 32; 
117997, Москва, Стремянный пер., д. 36.

 

 



И. А. Горохова
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Россия

Ирина Владимировна Горохова, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры национальной и региональной экономики

117997, Москва, Стремянный пер., д. 36.

 



Список литературы

1. Архипова Л. С., Горохова И. В. Факторы региональной экономической безопасности // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2020. – № 1 (109). – С. 67–77.

2. Белоруссия предложила Польше и Литве сократить число своих дипломатов. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/4518681 (дата обращения: 15.04.2021).

3. В 2020 г. объем автомобильных грузоперевозок в Казахстане сократился на 7,4% до 3,29 млрд т. – URL: https://marketing.rbc.ru/articles/12362/ (дата обращения: 15.04.2021).

4. В ЕАЭС идет работа по созданию единой системы таможенного транзита и применения навигационных пломб для отслеживания перевозок. – URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/10-03-2021-03.aspx (дата обращения: 15.04.2021).

5. Вардомский Л. Б., Тураева М. О. О динамике евразийского транзита // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. – 2020. – № 5. – С. 130–137.

6. Вардомский Л. Б., Тураева М. О. Развитие транспортных коридоров постсоветского пространства в условиях современных геополитических и экономических вызовов (научный доклад). – М. : ИЭ РАН, 2018.

7. Егоров Ю. Н. Совершенствование гарантийного обеспечения транзита товаров, перемещаемых автомобильным транспортом через таможенную границу Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. – 2019. – № 2. – С. 28–34.

8. Казахстан «опломбирует» иностранные фуры. – URL: https://logirus.ru/news/transport/kazakhstan_-oplombiruet-_inostrannye_fury.html (дата обращения: 15.04.2021).

9. КНР снизила транзит грузов через Казахстан из-за коронавируса. – URL: https://regnum.ru/news/economy/2877237.html (дата обращения: 15.04.2021).

10. Контейнерам не дали субсидий. Почему? – URL: https://www.rzd-partner.ru/zhd- transport/comments/konteyneram-ne-dali-subsidiy-pochemu/ (дата обращения: 15.04.2021).

11. Контейнеры захватывают железнодорожные пути. – URL: https://www. kommersant.ru/doc/4340808 (дата обращения: 15.04.2021).

12. Ледовый караван. – URL: https://rg.ru/2021/04/13/reg-szfo/kak-sdelat-deshevle- perevozku-gruzov-po-sevmorputi.html (дата обращения: 15.04.2021).

13. Лукашенко рассказал, какие границы может закрыть Беларусь. – URL: https://rg.ru/2020/09/01/lukashenko-rasskazal-kakie-granicy-mozhet-zakryt-belarus.html (дата обращения: 15.04.2021).

14. Минтранс России обратился к властям Беларуси по вопросу устранения ограничений для автоперевозчиков. – URL: https://www.abw.by/novosti/other/215280 (дата обращения: 15.04.2021).

15. Москва и Минск подписали соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов в портах РФ. – URL: https://tass.ru/ekonomika/10741351 (дата обращения: 15.04.2021).

16. Обзор железнодорожного рынка РФ в 2018 г. – прогнозы на 2019 г. – URL: https://www.uniwagon.com/multimedia/expert/obzor-zheleznodorozhnogo-rynka-rf-v- 2018-g-prognozy-na-2019-g/ (дата обращения: 15.04.2021).

17. Объем грузовых перевозок ж/д транспортом увеличился на 2,1% в РК. – URL: https://24.kz/ru/news/economyc/item/389943-ob-em-gruzovykh-perevozok-zh-d-transportom-uvelichilsya-na-2-1-v-rk (дата обращения: 15.04.2021).

18. По итогам I квартала транзитные контейнерные перевозки по сети РЖД выросли на 73%. – URL: https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/news/po-itogam-i-kvartala- tranzitnye-konteynernye-perevozki-po-seti-rzhd-vyrosli-na-73/ (дата обращения: 15.04.2021).

19. Поставки белорусских нефтепродуктов через российские порты опережают планы. – URL: https://seanews.ru/2021/04/05/ru-postavki-belorusskih-nefteproduktov-cherezrossijskie-porty-operezhajut-plany/ (дата обращения: 15.04.2021).

20. Программа субсидирования транзитных контейнерных перевозок в 2021 году в бюджете не предусмотрена. – URL: https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/news programma-subsidirovaniya-tranzitnykh-konteynernykh-perevozok-v-2021-godu-v-byudzhete-ne-predusmotre/ (дата обращения: 15.04.2021).

21. РЖД загрузятся транзитными контейнерами. – URL: https://expert.ru/2020/ 05/14/rzhd-zagruzyatsya-tranzitnyimi-kontejnerami/ (дата обращения: 15.04.2021).

22. Симонян Р. Х. Российско-казахстанское сотрудничество в контексте евразийского транзита // Восточная аналитика. – 2019. – № 2. – С. 97–103.

23. Ставки фрахта на морском маршруте Азия – Европа выросли более чем в 2,5 раза в 2021 году. – URL: https://portnews.ru/news/311522/ (дата обращения: 15.04.2021).

24. Транзит контейнеров в 2020 году вырос на 32%. – URL: https://kursiv.kz/news/otraslevye-temy/2021-01/tranzit-konteynerov-v-2020-godu-vyros-na-32 (дата обращения: 15.04.2021).

25. Транзит по Беларуси: времени, в принципе, достаточно, основная проблема – недостаток стоянок. – URL: https://trans.ru/news/tranzit-po-belarusi-vremeni-v-printsipe-dostatochno-osnovnaya-problema-v-nedostatke-stoyanok (дата обращения: 15.04.2021).

26. Транзитные перевозки контейнеров из Китая в Европу и обратно по Калининградской железной дороге выросли в 10 раз. – URL: https://rugrad.eu/news_release/company/1229514/ (дата обращения: 15.04.2021).

27. Фукс Е. Н., Викентьев В. А. Система таможенного транзита во внешнеторговой деятельности Евразийского экономического союза в современных условиях // Вестник Российской таможенной академии. – 2020. – № 1 (50). – С. 87–94.


Рецензия

Для цитирования:


Тураева М., Горохова И.А. Россия в условиях развития евразийских коммуникаций и транзита: последствия пандемии и национальные транспортные интересы. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2021;(3):32-43. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2021-3-32-43

For citation:


Turaeva M.O., Gorokhova I.V. Russia and the Development of Eurasian Communications and Transit: After-Effects of the Pandemic and National Transportation Interests. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2021;(3):32-43. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2021-3-32-43

Просмотров: 459


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-2829 (Print)
ISSN 2587-9251 (Online)