Preview

Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова

Расширенный поиск

Унифицированные цифровые бизнес-модели участников платформ и экосистем

https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-3-52-59

Аннотация

Накопленный опыт и современные технологии дают возможность бизнесу создавать новые способы ведения конкурентной борьбы и, соответственно, формировать новые бизнес-модели. Этому способствует активное распространение цифровых платформ и экосистем. В статье рассматриваются различные подходы к определению бизнес-моделей, на основании которых формируется понятие цифровой бизнес-модели. Автор выделяет два основных элемента цифровой экономики – платформу как начальный этап и экосистему как более высокую ступень. На основании этого автор, взяв за основу модель А. Остервальдера и И. Пинье, проектирует унифицированные цифровые бизнес-модели для следующих участников: владельца платформы, владельца экосистемы, поставщика в платформе/экосистеме, а также дает им подробную характеристику.  В статье подчеркивается, что стремительный успех данных бизнес-моделей обусловлен такими явлениями, как сетевой и экосистемный эффект. Кроме того, выделяются ключевые факторы конкуренции цифровых экосистем, среди которых отмечаются позиционирование в глазах клиента; набор сервисов, способных в полной мере удовлетворить его потребности; возможность предоставления персонализированного контента; удобство пользования экосистемой. Делаются выводы о дальнейших перспективах развития платформенных и экосистемных бизнес-моделей. 

Об авторе

О. Е. Каленов
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Россия

Олег Евгеньевич Каленов кандидат экономических наук, доцент  кафедры экономики промышленности

117997, Москва, Стремянный пер., д. 36



Список литературы

1. Вайл П., Ворнер С. Цифровая трансформация бизнеса: изменение бизнес-модели для организации нового поколения : пер. с англ. – М. : Альпина Паблишер, 2019.

2. Конопатов С. Н., Салиенко Н. В. Анализ бизнес-моделей на основе платформ // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». – 2018. – № 1. – С. 21–32.

3. Кристенсен К. М. Дилемма инноватора. Как из-за новых технологий погибают сильные компании : пер. с англ. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2004.

4. Кукушкин С. Н. Бизнес-модель организации в экономике знаний // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2018. – № 6 (102). – С. 24–31.

5. Кукушкин С. Н. Трансакционный анализ бизнес-экосистем // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2021. – № 5 (119). – С. 138–147.

6. Льюис М. Новейшая новинка. История Силиконовой долины. – М. : Олимп-Бизнес, 2004.

7. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора : пер. с англ. – 8-е изд. – М. : Альпина Паблишер, 2017.

8. Drucker P. F. The Theory of the Business // Harvard Business Review. – 1994. – September – October.

9. Johnson M. W., Christensen C. M., Kagermann H. Reinventing Your Business Model // Harvard Business Review. – 2008. – December.

10. Magretta J. Why Business Models Matter // Harvard Business Review. – 2002. – May.

11. Timmers P. Business Models for Electronic Markets // Journal on Electronic Markets. – 1998. – April.


Рецензия

Для цитирования:


Каленов О.Е. Унифицированные цифровые бизнес-модели участников платформ и экосистем. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2022;(3):52-59. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-3-52-59

For citation:


Kalenov O.E. Unified Digital Business-Models of Platform and Ecosystem Participants. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2022;(3):52-59. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-3-52-59

Просмотров: 480


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-2829 (Print)
ISSN 2587-9251 (Online)