Оценка базовых характеристик семейного туризма (на примере города Севастополя)
https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-4-66-84
Аннотация
Статья посвящена детализации туристских предпочтений и выявлению самостоятельных характеристик семейной туристской группы. Методологический каркас исследования составляют эмпирические методы в форме проведения и обработки формализованного интервью с закрытыми вопросами. Выборочное обследование проведено на территории города Севастополя в июле 2019 и 2020 гг. Методика исследования основана на изучении семей с детьми и туристов, приезжающих к родственникам и друзьям, как ключевых типов семейных туристских групп. Семьи с детьми составляют 42% туристского потока и 37% объема однодневных посетителей, туристы, посещающие родственников и друзей, – 43% туристского потока. Согласно результатам исследования семейные туристские группы обладают самостоятельным портретом, что выражается в иной структуре культурно-досуговых мероприятий, предпочтений в части проживания, географии и транспорта прибытий. Такие группы более подвержены влиянию форс-мажорных обстоятельств, поэтому пандемия COVID-19 сократила долю этих туристов в суммарном объеме на территории города Севастополя. Летом 2019 г. отдых семейной туристской группы длился в среднем 9,7 дней с объемом затрат на территории Севастополя 88 029 рублей, в 2020 г. длительность стала немного меньше – 9,4 дня, однако расходы сократились до 67 052 рубля. В то же время расходы туристов, находящихся на отдыхе без детей, сократились на 1 062 рубля. Социальный и экономический вклад семейных туристских групп позволяет развиваться более широкому набору отраслей региональной экономики.
Ключевые слова
Об авторах
Т. Б. МельниковаРоссия
Татьяна Борисовна Мельникова - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, туризма и гостиничного бизнеса
299053, Севастополь, ул. Вакуленчука, д. 29
И. А. Шевчук
Россия
Игорь Андреевич Шевчук - доктор медицинских наук, профессор кафедры менеджмента, туризма и гостиничного бизнеса
299053, Севастополь, ул. Вакуленчука, д. 29
Список литературы
1. Анохин Е. В., Анохин В. А. Оценка конкурентоспособности в маркетинге территорий // Экономика региона. – 2021. – Т. 17. – Вып. 1. – С. 130–144.
2. Дехтярь Г. М., Королев А. В., Соломина И. Ю., Филатова М. С. Проблемы диверсифицированного развития санаторно-курортного комплекса в современных условиях // Сервис в России и за рубежом. – 2020. – Т. 14. – № 5. – С. 72–83.
3. Егорышев С. В., Садыков Р. М., Мигунова Ю. В. Социальные практики питания детей в малообеспеченных российских семьях // Вестник РУДН. Серия: Социология. – 2019. – Т. 19. – № 3. – С. 432–442.
4. Капелюшников Р. И., Демина Н. В. Потребление культурных благ в России: масштабы, детерминанты, дифференциация // Экономическая социология. – 2021. – Т. 22. – № 2. – С. 42–80.
5. Киреева М. М., Павленко И. Г. Методический подход к оценке использования ресурсного потенциала территории для развития внутреннего туризма // Journal of New Economy. – 2021. – Т. 22. – № 2. – С. 23–43.
6. Курганов М. А., Третьякова Е. А. Оценка устойчивого регионального развития с позиции реализации ценностей ключевых стейкхолдеров // Journal of New Economy. – 2020. – Т. 21. – № 4. – С. 104–130.
7. Леонидова Е. Г. Туризм в России в условиях COVID-19: оценка экономического эффекта от стимулирования спроса для страны и регионов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2021. – Т. 14. – № 2. – С. 59–74.
8. Мельникова Т. Б. Формирование и развитие туристских троп во Франции // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. – 2019. – Т. 5. – № 1 (71). – С. 19–27.
9. Мельникова Т. Б., Шевчук И. А. Туризм в регионе: новые возможности развития // Социум и власть. – 2020. – № 5 (85). – С. 65–77.
10. Мякшин В. Н., Шапаров А. Е., Тиханова Д. В. Совершенствование оценки туристского потенциала субъектов Арктической зоны РФ // Экономика региона. – 2021. – Т. 17. – Вып. 1. – С. 235–248.
11. Назарбаева Е. А. Социальный туризм в России: потенциальные туристы и доступные возможности // Журнал исследований социальной политики. – 2020. – Т. 18. – № 1. – С. 53–68.
12. Потравный И. М., Яшалова Н. Н., Гассий В. В., Чавез Феррейра К. Йе. Проектный подход в управлении экологически ориентированным развитием экономики региона // Экономика региона. – 2019. – Т. 15. – Вып. 3. – С. 806–821.
13. Рыжова Н. П., Журавская Т. Н. Время и пространство в современных исследованиях туризма // Социологическое обозрение. – 2021. – Т. 20. – № 2. – С. 118–137.
14. Танкиева Т. А., Пономарева М. В. Исследование предпочтений потребителей и проблем развития промышленного туризма в старопромышленном регионе (на примере Тульской области) // Журнал Новой Экономической Ассоциации. – 2021. – № 1 (49). – С. 165–183.
15. Backer E. VFR Travel: An Examination of the Expenditures of VFR Travellers and their Hosts // Current Issues in Tourism. – 2007. – Vol. 10. – N 4. – P. 366–377.
16. Carvache-Franco M., Carvache-Franco O., Carvache-Franco W., Alvarez-Risco A., Estrada-Merino A. Motivations and Segmentation of the Demand for Coastal Cities: A Study in Lima, Peru // International Journal of Tourism Research. – 2021. – Vol. 23. – P. 517–531.
17. Curtale R. Analyzing Children’s Impact on Parents’ Tourist Choices // Young Consumers. – 2018. – Vol. 19. – N 2. – P. 172–184.
18. Griffin T. Research Note: A Content Analysis of Articles on Visiting Friends and Relatives Tourism, 1990–2010 // Journal of Hospitality Marketing & Management. – 2013. – Vol. 22. – N 7. – P. 781–802.
19. Griffin T. Visiting Friends and Relatives Tourism and Implications for Community Capital // Journal of Policy Research in Tourism, Leisure and Events. – 2013. – Vol. 5. – N 3. – P. 233–251.
20. Jana R. K., Mitra S. K. Maximizing Pleasure in Day Tours: Utility Theory Approach // International Journal of Tourism Research. – 2021. – Vol. 23. – P. 532–541.
21. Li M., Lehto X., Li H. 40 Years of Family Tourism Research: Bibliometric Analysis and Remaining Issues // Journal of China Tourism Research. – 2020. – Vol. 16 (1). – P. 1–22.
22. Lin V. S., Qin Y., Li G., Wu J. Determinants of Chinese Households' Tourism Consumption: Evidence from China Family Panel Studies // International Journal of Tourism Research. – 2021. – Vol. 23. – P. 542–554.
23. Lockyer T., Ryan C. Visiting Friends and Relatives – Distinguishing between the Two Groups: The Case of Hamilton, New Zealand // Tourism Recreation Research. – 2007. – Vol. 32. – N 1. – P. 59–68.
24. McLeod B., Busser J. A. Second Homeowners Hosting Friends and Relatives // Annals of Leisure Research. – 2014. – Vol. 17. – N 1. – P. 86–96.
25. Park S. Y., Pan B., Ahn J. Family Trips and Academic Achievement in Early Childhood // Annals of Tourism Research. – 2020. – Vol. 80. – URL: https://doi.org/10.1016/j.annals.2019.102795
26. Schanzel H. A., Yeoman I. The Future of Family Tourism // Tourism Recreation Research. – 2014. – Vol. 39. – N 3. – P. 343–360.
27. Schanzel H. A., Yeoman I. Trends in Family Tourism // Journal of Tourism Future. – 2015. – Vol. 1. – N 2. – P. 141–147.
28. Shin H. W., Fan A., Lehto X. Peer-to-Peer Accommodation: A Meta-Analysis of Factors Affecting Customer Satisfaction and Loyalty // International Journal of Tourism Research. – 2021. – Vol. 23. – P. 581–596.
29. Sthapit E., Bjork P. Activity Participation Home and Away – Examining the Spillover theory Among Families on Holiday // Anatolia. – 2017. – Vol. 28. – N 2. – P. 209–223.
30. Unurlu C. The Effect of Place Personality on Resident Welcoming Tourist through Positive and Negative Impacts of Tourism // International Journal of Tourism Research. – 2021. – Vol. 23. – P. 636–651.
31. Wu M.-Y., Wall G., Zu Y., Ying T. Chinese Children's Family Tourism Experiences // Tourism Management Perspectives. – 2019. – Vol. 29. – P. 166–175.
32. Wu W., Kirillova K., Lehto X. Learning in Family Travel: what, how, and from whom? // Journal of Travel & Tourism Marketing. – 2021. – Vol. 38. – N 1. – P. 44–57.
Рецензия
Для цитирования:
Мельникова Т.Б., Шевчук И.А. Оценка базовых характеристик семейного туризма (на примере города Севастополя). Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2022;(4):66-84. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-4-66-84
For citation:
Melnikova T.B., Shevchuk I.A. Assessing Principle Characteristics of Family Travel (illustrated by the city of Sevastopol). Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2022;(4):66-84. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-4-66-84