Preview

Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова

Расширенный поиск

Оценка базовых характеристик семейного туризма (на примере города Севастополя)

https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-4-66-84

Аннотация

Статья посвящена детализации туристских предпочтений и выявлению самостоятельных характеристик семейной туристской группы. Методологический каркас исследования составляют эмпирические методы в форме проведения и обработки формализованного интервью с закрытыми вопросами. Выборочное обследование проведено на территории города Севастополя в июле 2019 и 2020 гг. Методика исследования основана на изучении семей с детьми и туристов, приезжающих к родственникам и друзьям, как ключевых типов семейных туристских групп. Семьи с детьми составляют 42% туристского потока и 37% объема однодневных посетителей, туристы, посещающие родственников и друзей, – 43% туристского потока. Согласно результатам исследования семейные туристские группы обладают самостоятельным портретом, что выражается в иной структуре культурно-досуговых мероприятий, предпочтений в части проживания, географии и транспорта прибытий. Такие группы более подвержены влиянию форс-мажорных обстоятельств, поэтому пандемия COVID-19 сократила долю этих туристов в суммарном объеме на территории города Севастополя. Летом 2019 г. отдых семейной туристской группы длился в среднем 9,7 дней с объемом затрат на территории Севастополя 88 029 рублей, в 2020 г. длительность стала немного меньше – 9,4 дня, однако расходы сократились до 67 052 рубля. В то же время расходы туристов, находящихся на отдыхе без детей, сократились на 1 062 рубля. Социальный и экономический вклад семейных туристских групп позволяет развиваться более широкому набору отраслей региональной экономики.

Об авторах

Т. Б. Мельникова
Севастопольский филиал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова
Россия

Татьяна Борисовна Мельникова - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, туризма и гостиничного бизнеса

299053, Севастополь, ул. Вакуленчука, д. 29



И. А. Шевчук
Севастопольский филиал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова
Россия

Игорь Андреевич Шевчук - доктор медицинских наук, профессор кафедры менеджмента, туризма и гостиничного бизнеса

299053, Севастополь, ул. Вакуленчука, д. 29



Список литературы

1. Анохин Е. В., Анохин В. А. Оценка конкурентоспособности в маркетинге территорий // Экономика региона. – 2021. – Т. 17. – Вып. 1. – С. 130–144.

2. Дехтярь Г. М., Королев А. В., Соломина И. Ю., Филатова М. С. Проблемы диверсифицированного развития санаторно-курортного комплекса в современных условиях // Сервис в России и за рубежом. – 2020. – Т. 14. – № 5. – С. 72–83.

3. Егорышев С. В., Садыков Р. М., Мигунова Ю. В. Социальные практики питания детей в малообеспеченных российских семьях // Вестник РУДН. Серия: Социология. – 2019. – Т. 19. – № 3. – С. 432–442.

4. Капелюшников Р. И., Демина Н. В. Потребление культурных благ в России: масштабы, детерминанты, дифференциация // Экономическая социология. – 2021. – Т. 22. – № 2. – С. 42–80.

5. Киреева М. М., Павленко И. Г. Методический подход к оценке использования ресурсного потенциала территории для развития внутреннего туризма // Journal of New Economy. – 2021. – Т. 22. – № 2. – С. 23–43.

6. Курганов М. А., Третьякова Е. А. Оценка устойчивого регионального развития с позиции реализации ценностей ключевых стейкхолдеров // Journal of New Economy. – 2020. – Т. 21. – № 4. – С. 104–130.

7. Леонидова Е. Г. Туризм в России в условиях COVID-19: оценка экономического эффекта от стимулирования спроса для страны и регионов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2021. – Т. 14. – № 2. – С. 59–74.

8. Мельникова Т. Б. Формирование и развитие туристских троп во Франции // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. – 2019. – Т. 5. – № 1 (71). – С. 19–27.

9. Мельникова Т. Б., Шевчук И. А. Туризм в регионе: новые возможности развития // Социум и власть. – 2020. – № 5 (85). – С. 65–77.

10. Мякшин В. Н., Шапаров А. Е., Тиханова Д. В. Совершенствование оценки туристского потенциала субъектов Арктической зоны РФ // Экономика региона. – 2021. – Т. 17. – Вып. 1. – С. 235–248.

11. Назарбаева Е. А. Социальный туризм в России: потенциальные туристы и доступные возможности // Журнал исследований социальной политики. – 2020. – Т. 18. – № 1. – С. 53–68.

12. Потравный И. М., Яшалова Н. Н., Гассий В. В., Чавез Феррейра К. Йе. Проектный подход в управлении экологически ориентированным развитием экономики региона // Экономика региона. – 2019. – Т. 15. – Вып. 3. – С. 806–821.

13. Рыжова Н. П., Журавская Т. Н. Время и пространство в современных исследованиях туризма // Социологическое обозрение. – 2021. – Т. 20. – № 2. – С. 118–137.

14. Танкиева Т. А., Пономарева М. В. Исследование предпочтений потребителей и проблем развития промышленного туризма в старопромышленном регионе (на примере Тульской области) // Журнал Новой Экономической Ассоциации. – 2021. – № 1 (49). – С. 165–183.

15. Backer E. VFR Travel: An Examination of the Expenditures of VFR Travellers and their Hosts // Current Issues in Tourism. – 2007. – Vol. 10. – N 4. – P. 366–377.

16. Carvache-Franco M., Carvache-Franco O., Carvache-Franco W., Alvarez-Risco A., Estrada-Merino A. Motivations and Segmentation of the Demand for Coastal Cities: A Study in Lima, Peru // International Journal of Tourism Research. – 2021. – Vol. 23. – P. 517–531.

17. Curtale R. Analyzing Children’s Impact on Parents’ Tourist Choices // Young Consumers. – 2018. – Vol. 19. – N 2. – P. 172–184.

18. Griffin T. Research Note: A Content Analysis of Articles on Visiting Friends and Relatives Tourism, 1990–2010 // Journal of Hospitality Marketing & Management. – 2013. – Vol. 22. – N 7. – P. 781–802.

19. Griffin T. Visiting Friends and Relatives Tourism and Implications for Community Capital // Journal of Policy Research in Tourism, Leisure and Events. – 2013. – Vol. 5. – N 3. – P. 233–251.

20. Jana R. K., Mitra S. K. Maximizing Pleasure in Day Tours: Utility Theory Approach // International Journal of Tourism Research. – 2021. – Vol. 23. – P. 532–541.

21. Li M., Lehto X., Li H. 40 Years of Family Tourism Research: Bibliometric Analysis and Remaining Issues // Journal of China Tourism Research. – 2020. – Vol. 16 (1). – P. 1–22.

22. Lin V. S., Qin Y., Li G., Wu J. Determinants of Chinese Households' Tourism Consumption: Evidence from China Family Panel Studies // International Journal of Tourism Research. – 2021. – Vol. 23. – P. 542–554.

23. Lockyer T., Ryan C. Visiting Friends and Relatives – Distinguishing between the Two Groups: The Case of Hamilton, New Zealand // Tourism Recreation Research. – 2007. – Vol. 32. – N 1. – P. 59–68.

24. McLeod B., Busser J. A. Second Homeowners Hosting Friends and Relatives // Annals of Leisure Research. – 2014. – Vol. 17. – N 1. – P. 86–96.

25. Park S. Y., Pan B., Ahn J. Family Trips and Academic Achievement in Early Childhood // Annals of Tourism Research. – 2020. – Vol. 80. – URL: https://doi.org/10.1016/j.annals.2019.102795

26. Schanzel H. A., Yeoman I. The Future of Family Tourism // Tourism Recreation Research. – 2014. – Vol. 39. – N 3. – P. 343–360.

27. Schanzel H. A., Yeoman I. Trends in Family Tourism // Journal of Tourism Future. – 2015. – Vol. 1. – N 2. – P. 141–147.

28. Shin H. W., Fan A., Lehto X. Peer-to-Peer Accommodation: A Meta-Analysis of Factors Affecting Customer Satisfaction and Loyalty // International Journal of Tourism Research. – 2021. – Vol. 23. – P. 581–596.

29. Sthapit E., Bjork P. Activity Participation Home and Away – Examining the Spillover theory Among Families on Holiday // Anatolia. – 2017. – Vol. 28. – N 2. – P. 209–223.

30. Unurlu C. The Effect of Place Personality on Resident Welcoming Tourist through Positive and Negative Impacts of Tourism // International Journal of Tourism Research. – 2021. – Vol. 23. – P. 636–651.

31. Wu M.-Y., Wall G., Zu Y., Ying T. Chinese Children's Family Tourism Experiences // Tourism Management Perspectives. – 2019. – Vol. 29. – P. 166–175.

32. Wu W., Kirillova K., Lehto X. Learning in Family Travel: what, how, and from whom? // Journal of Travel & Tourism Marketing. – 2021. – Vol. 38. – N 1. – P. 44–57.


Рецензия

Для цитирования:


Мельникова Т.Б., Шевчук И.А. Оценка базовых характеристик семейного туризма (на примере города Севастополя). Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2022;(4):66-84. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-4-66-84

For citation:


Melnikova T.B., Shevchuk I.A. Assessing Principle Characteristics of Family Travel (illustrated by the city of Sevastopol). Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2022;(4):66-84. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-4-66-84

Просмотров: 473


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-2829 (Print)
ISSN 2587-9251 (Online)