Preview

Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова

Расширенный поиск

Ключевые принципы управления структурой бизнес-инкубатора в высшем учебном заведении

https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-5-218-227

Аннотация

Эффективность развития современной экономики непосредственно зависит от реализации мер поддержки субъектов хозяйственной деятельности, в том числе совершенствования предпринимательской инфраструктуры. Данная проблема была неоднократно актуализирована на самом высоком уровне государственного управления в Российской Федерации, в частности в рамках Послания Президента России Федеральному Собранию 2021 г. Одним из ключевых элементов такого рода инфраструктуры являются бизнес-инкубаторы. Необходимо отметить, что в специальной литературе недостаточно проработан вопрос о функциях бизнес-инкубаторов в современной экономике. В целом такого рода функции могут быть дифференцированы в зависимости от стадии макроэкономического развития и общей стратегии финансово-экономической политики, имеющей место в рамках конкретного государства в зависимости от геополитической ситуации, трендов изменения мировой экономики, возможных внешнеэкономических преференций и рисков. Результативность развития современных бизнес-инкубаторов, рассматриваемая как в финансовом, так и в социальном аспекте, непосредственно зависит от качества использования методического инструментария оценки эффективности их функционирования. В статье предложена классификация бизнес-инкубаторов по ряду значимых экономических и управленческих критериев, которая позволяет определить наиболее предпочтительный их вид в зависимости от стратегических целей и задач развития учредителя бизнес-инкубатора и общих потребностей функционирования соответствующей территориальной (федеральной, региональной или муниципальной) системы поддержки предпринимательских процессов. Автор отмечает, что при прочих равных условиях современный бизнес-инкубатор должен носить многоотраслевой характер, создаваться на условно-бессрочный период, предоставлять системную и разноплановую финансовую поддержку резидентам, быть комплексно интегрированным в пространство цифровой экономики, реализовывать собственные образовательные программы разного профиля и иметь превентивную модель управления. Бизнес-инкубатор рассмотрен в двух аспектах. В широком смысле он представляет собой специальный социально-экономический институт, ориентированный на обеспечение долгосрочного устойчивого повышения интенсивности и финансово-экономической эффективности предпринимательской деятельности за счет предоставления благоприятных условий для размещения потенциально конкурентоспособных бизнес-структур на начальных стадиях их жизненных циклов на особых территориальных локациях. В узком смысле бизнес-инкубатор представляет собой субъект территориальной (федеральной, региональной или муниципальной) системы поддержки предпринимательских инициатив, обеспечивающий прогрессивное развитие последних за счет предоставления на льготной или безвозмездной основе производственных, технологических, финансовых, информационных, консультационных и иных ресурсов.

Об авторе

М. В. Начевский
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Россия

Михаил Владимирович Начевский ассистент базовой кафедры  Благотворительного фонда поддержки  образовательных программ «КАПИТАНЫ» «Инновационный менеджмент  и социальное предпринимательство»

 



Список литературы

1. Артемова Д. И., Малова А. С., Мокринская Н. А., Мухачева А. В., Рыбакова Ю. В. Функционирование бизнес-инкубаторов при университетах Европы, Северной Америки и Азии // Инновации. – 2016. – № 7 (213). – С. 75–86.

2. Бешенцев В. Е., Плис К. С. Бизнес-инкубаторы и бизнес-акселераторы как механизм поддержки инновационного развития // Неделя науки СПбПУ : материалы научного форума с международным участием. Инженерно-строительный институт. – СПб., 2015. – С. 526–528.

3. Борисов А. В., Козырев А. А. Бизнес-инкубатор как объект инфраструктуры государственной поддержки предпринимательства // Управленческое консультирование. – 2016. – № 5 (89). – С. 93–101.

4. Еремейчук К. Ю., Машьянова Е. Е. Анализ привлекательности бизнес-инкубаторов для экономики России // Молодежь в науке: новые аргументы : сборник научных работ V Международного молодежного конкурса. – Липецк : Научное партнерство «Аргумент», 2016. – С. 222–225.

5. Индикаторы инновационной деятельности 2018 : статистический сборник / Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и др. – М. : НИУ ВШЭ, 2018.

6. Ицковиц Г. Тройная спираль: университеты – предприятия – государство: инновации в действии / пер. с англ. под ред. А. Ф. Уварова. – Томск : Изд-во Томского гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2010.

7. Ляндау Ю. В. Построение процессно-проектной организационной структуры управления // Управление в России: проблемы и перспективы. – 2017. – № 1. – С. 17–22.

8. Ляндау Ю. В. Процессно-проектное управление организациями комплекса ЖКХ // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2014. – № 4 (70). – С. 52–60.

9. Ляндау Ю. В. Согласование бизнес-стратегии со стратегией информационных технологий // Инновации и инвестиции. – 2013. – № 2. – С. 23–25.

10. Рогова Е. М. Бизнес-инкубаторы как элементы системы технологического трансфера российских университетов // Инновации. – 2014. – № 7 (189). – С. 53–58.

11. Трейман М. Г. Исследование экономических особенностей деятельности технопарков, бизнес-инкубаторов, наукоградов мирового и отечественного уровня // Kant. – 2018. – № 1 (26). – С. 237–240.

12. Феоктистов А. В., Чуворкина Т. Н. Правовое обеспечение деятельности малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Нива Поволжья. – 2016. – № 3 (40). – C. 129–135.

13. Фиоктистов К. С. Проблемы модернизации механизма управления инвестициями региональных социально-экономических систем // Вестник Марийского государственного университета. – 2010. – № 3. – С. 24.

14. Atkinson A. A., Kaplan R. S., Matsumura E. M., Young S. M. Management Accounting: Information for Decision Making and Strategy Execution : 6th edition. – Edinburgh, UK : Pearson education limited, 2012.

15. Beckman G. D., Cherwitz R. A. Advancing the Authentic: Intellectual Entrepreneurship and the Role of the Business School in Fine Arts Entrepreneurship Curriculum Design // Handbook of University-wide Entrepreneurship Education. – Edward Elgar Publishing, 2009.

16. Ittner C. D., Larcker D. F. Coming up Short on Nonfinancial Performance Measurement // Harvard Business Review. – 2003. – Vol. 81 (11). – P. 88–95.


Рецензия

Для цитирования:


Начевский М.В. Ключевые принципы управления структурой бизнес-инкубатора в высшем учебном заведении. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2022;(5):218-227. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-5-218-227

For citation:


Nachevskiy M.V. Key Principles of Governing Business-Incubator in University. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2022;(5):218-227. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-5-218-227

Просмотров: 314


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-2829 (Print)
ISSN 2587-9251 (Online)