Смена парадигмы конкуренции в эпоху бизнес-экосистем
https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-6-137-144
Аннотация
Статья посвящена изучению вопросов изменения форм конкуренции в бизнесе в XXI в. Авторами исследованы разные точки зрения о концепции бизнес-экосистем, зарожденной в 90-е гг. прошлого столетия, которая заостряет внимание на рассмотрении конкуренции не в рамках отдельных организаций или даже отраслей, а более широко – в среде в целом. Развитие сетевых форм организаций в прошлом столетии сопровождалось переносом условий свободного рынка между участниками цепочки создания ценности внутрь экосистемы (сообщества участников, работающих над созданием частей продукта). Такая форма взаимодействия ведет к гибкости и адаптивности благодаря подвижности частей экосистемы, участники которой преследуют цель совместного создания ценности. Сообщества, в отличие от отдельных участников вне экосистемы, способны создавать комплексные решения для потребителей, при этом поддерживая высокое качество. При таких сетевых взаимоотношениях изменяются отношения между конкурентами, участники стремятся к коэволюции и повышению эффективности цепочки создания ценности. Экологический подход к конкуренции – актуальное и новое течение в стратегическом управлении, которое имеет широкий потенциал изучения и подразумевает рассмотрение конкуренции с сотрудничеством.
Об авторах
А. М. СуварянРоссия
Арзик Михайлович Суварян - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой управления и бизнеса
0051, Ереван, ул. Овсепа Эмина, д. 123
А. Е. Карапетян
Россия
Армине Егишеевна Карапетян - магистрантка МОП «Стратегическое управление»
0051, Ереван, ул. Овсепа Эмина, д. 123
Список литературы
1. Богданов А. А. Тектология: всеобщая организационная наука. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 1989.
2. Суварян А. М. Некоторые методологические проблемы развития науки управления // Стратегии бизнеса. – 2016. – № 6 (26). – С. 25–29.
3. Hannan M. T., Freeman J. The Population Ecology of Organizations // American Journal of Sociology. – 1977. – Vol. 82. – N 5. – P. 929–964.
4. Iansiti M., Levien R. The Keystone Advantage: What the New Dynamics of Business Ecosystems Mean for Strategy, Innovation, and Sustainability. – Harward Business School Press, 2004.
5. Jacobides M., Cennamo C., Gawer A. Towards a Theory of Ecosystems // Strategic Management Journal. – 2018. – Vol. 39. – Issue 8. – P. 2255–2276.
6. Moore J. F. Predators and Prey: a New Ecology of Competition // Harvard Business Review. – 1993. – N 71. – P. 76–86.
7. Tansley A. G. The Use and Abuse of Vegetational Concepts and Terms // Ecology. – 1935. – N 16 (3). – Р. 284–307.
Рецензия
Для цитирования:
Суварян А.М., Карапетян А.Е. Смена парадигмы конкуренции в эпоху бизнес-экосистем. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2022;(6):137-144. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-6-137-144
For citation:
Suvaryan A.M., Karapetyan A.E. Change of the Paradigm of Competition in the Age of Business Ecosystems. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2022;(6):137-144. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-6-137-144