Роль эмоционально-эстетического фактора восприятия при принятии потребительских решений
https://doi.org/10.21686/2413-2829-2024-1-236-242
Аннотация
В связи с тем, что большинство товаров и услуг производятся в одной и той же технологической среде, имеют похожий дизайн, почти никак не отличаются по своим техническим характеристикам, оцениваются производителем и торговой точкой практически одинаково, возникает необходимость указывать в торговых предложениях дополнительные неценовые конкурентные преимущества, т. е., по нашему мнению, придавать товарам и услугам принципиально новую эмоционально-эстетическую окраску. Потребитель выбирает товар, используя свои чувства, эмоции, настроение, симпатию к образу, который создается в том числе и в соответствии с метафорами, устойчивыми образами, архетипами и культурными кодами. Доказательством этой мысли может служить наше исследование (фокус-группа), которое показывает, что 93 % участвующей аудитории при выборе товарного предложения полагаются на свои чувства, настроения и впечатления, которые могут меняться даже в процессе выбора, отменяя предварительные планы и решения. Процентные соотношения умственных и эмоциональных решений могут отличаться в зависимости от возраста, полового состава, характеров потребителей, однако сейчас уже нельзя не учитывать эмоциональный фактор потребительского восприятия в процессе маркетингового продвижения товаров и услуг.
Ключевые слова
Об авторе
С. А. АфонскийРоссия
Сергей Александрович Афонский, член правления ОХГСИ Московского союза художников, член Правления Московского отделения ВТОО «Союз художников России», доцент
кафедра рекламы, связей с общественностью и дизайна
109992
Стремянный пер., д. 36
Москва
Список литературы
1. Афонский С. А. Возможности и результаты применения визуальных латентных образов в использовании метода извлечения метафор // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2018. – № 2 (98). – С. 135–141.
2. Барден Ф. Взрыв маркетинга. Наука о том, почему мы покупаем. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013.
3. Бобровская А. А., Уваров В. Д. Текстильный перформанс-взаимодействие искусств // Проблемы современного гуманитарного образования глазами молодежи : сборник материалов Второй Всероссийской конференции молодых исследователей. – М., 2014. – С. 308–311.
4. Пайн II Б. Дж., Гилмор Дж. Х. Экономика впечатлений. Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена. – М. : Вильямс, 2005.
5. Рапай К. Культурный код. Как мы живем, что покупаем и почему. – М. : Альпина Паблишер, 2019.
6. Сергачева О. В., Уваров В. Д. К проблеме взаимодействия тапесерии и современного интерьера // Проблемы современного гуманитарного образования глазами молодежи : сборник материалов Второй Всероссийской конференции молодых исследователей. – М., 2014. – С. 317–319.
7. Сидорчук Р. Р., Скоробогатых И. И., Мешков А. А., Тультаев Т. А., Евсеева Д. Р. Ценностные ориентиры и потребительские предпочтения молодежной аудитории. – М. : Креативная экономика, 2017.
8. Скоробогатых И. И., Мешков А. А., Ефимова Д. М. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ. – М. : КноРус, 2019.
9. Талер Р. Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать. – М. : Эксмо, 2018.
10. Юнг К. Г. Психология бессознательного. – М. : Когито Центр, 2010.
11. Afonsky S. A., Ladogina A. Y., Samoylenko I. S., Ivanov A. V., Fedorova A. V., Vvedenskaya M. V., Gorokhova A. E. Cultural Codes of the Youth Subculture // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. – 2020. – Vol. 12. – N S4. – P. 1266–1275.
12. Bagozzi R. P., Gopinath M., Nyer P. U. The Role of Emotions in Marketing // Journal of the Academy of Marketing Science. – 1999. – N 27. – Р. 184–206.
Рецензия
Для цитирования:
Афонский С.А. Роль эмоционально-эстетического фактора восприятия при принятии потребительских решений. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2024;(1):236-242. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2024-1-236-242
For citation:
Afonskiy S.A. The Role of Emotional and Aesthetic Factor of Perception in Making Customer Decisions. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2024;(1):236-242. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2024-1-236-242