Preview

Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова

Расширенный поиск

Особенности пространственной диффузии органического сельского хозяйства

https://doi.org/10.21686/2413-2829-2024-5-26-35

Аннотация

В статье обосновывается гипотеза соответствия распространения органического сельского хозяйства в России основным положениям теории диффузии инноваций Хегерстранда. Для проверки гипотезы сопоставляются стадии пространственной диффузии инноваций и органического сельского хозяйства России. Такое сопоставление позволило определить основные стадии размещения организаций сектора, разделить производителей органической продукции на инноваторов и последователей, определить их специализацию, эффективность деятельности. Результаты исследования показали соответствие первых двух стадий диффузии органического сельского хозяйства стадиям теории Хегерстранда: 1) появление инноваторов вокруг городов или агломераций с высоким уровнем инновационного потенциала и 2) распространение последователей. На первой стадии наблюдалась концентрация инноваторов в центральной части страны и Западной Сибири. Вторая стадия связана с появлением последователей, которые, как правило, размещены в смежных с инноваторами регионах и в южной части страны. Рассмотрены основные виды деятельности организаций, сертифицированных по стандартам Органик: 1) выращивание и переработка сельскохозяйственных культур; 2) смешанное сельское хозяйство; 3) производство алкогольных напитков; 4) cбор дикорастущих плодов и ягод; 5) производство мяса и молока. Производители продукции растениеводства ориентированы на внутренний и внешний рынок. Производители мяса, молока и алкогольных напитков ориентированы на внутренний рынок. Организации с максимальными значениями рентабельности реализованной продукции специализируются на смешанном сельском хозяйстве, сборе дикорастущих плодов и ягод. Наиболее высокие значения рентабельности продаж по чистой прибыли и рентабельности активов по чистой прибыли характерны для организаций, специализирующихся на сборе дикорастущих плодов и ягод. В краткосрочном периоде интенсивности появления последователей не наблюдается. С учетом выявленных особенностей пространственной диффузии органического сельского хозяйства переход к третьей стадии (уплотнение) теории Хегерстранда возможен в долгосрочном периоде и будет определяться типом государственной политики.

Об авторе

Д. Г. Галкин
Алтайский государственный аграрный университет
Россия

Денис Геннадьевич Галкин кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики, анализа и информационных технологий

656049, Алтайский край, Барнаул, проспект Красноармейский, д. 98



Список литературы

1. Галкин Д. Г. Зарубежные модели развития органического сельского хозяйства: сравнительный анализ // АПК: экономика, управление. – 2022. – № 10. – С. 100–109.

2. Грошев А. Р., Пелихов Н. В. Кластерные инициативы: системные особенности становления, развития и управления // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 2 (6). – С. 91–106.

3. Рыжкова С. М., Кручинина В. М., Гасанова Х. Н., Семёнов А. В. Стратегия развития рынка продукции органического сельского хозяйства России // Экономика сельского хозяйства России. – 2018. – № 12. – С. 28–34.

4. Durham T. C., Mizik T. Comparative Economics of Conventional, Organic, and Alternative Agricultural Production Systems // Economies. – 2021. – N 2 (9). – P. 1–22.

5. Gracheva R. G., Sheludkov A. V. Diffusion of Organic Agriculture in Russia: Features and Implications for Rural Development // Regional Research of Russia. – 2021. – Vol. 11. – P. 578–588.

6. Milestad R., Röös E., Stenius T., Wivstad M. Tensions in Future Development of Organic Production – Views of Stakeholders on Organic 3.0 // Organic Agriculture. – 2020. – Vol. 10. – P. 509–519.

7. Padel S. Is organic farming innovative enough for Europe? // ORC Bulletin. – 2013. – N 113. – URL: https://orgprints.org/id/eprint/23550/1/Padel%20Bulletin113_innovation.pdf

8. Tomaš-Simin M., Jankovic D. Applicability of Diffusion of Innovation Theory in Organic Agriculture // Ekonomika Poljoprivrede. – 2017. – Vol. 61. – P. 517–529.

9. Vargo S. L., Akaka M. A., Wieland H. Rethinking the Process of Diffusion in Innovation: A Service-Ecosystems and Institutional Perspective // Journal of Business Research. – 2020. – Vol. 116. – P. 526–534.


Рецензия

Для цитирования:


Галкин Д.Г. Особенности пространственной диффузии органического сельского хозяйства. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2024;(5):26-35. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2024-5-26-35

For citation:


Galkin D.G. Specific Featuires of Spacial Diffusion in Organic Agriculture. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2024;(5):26-35. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2024-5-26-35

Просмотров: 106


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-2829 (Print)
ISSN 2587-9251 (Online)