Preview

Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова

Расширенный поиск

Трансфер знаний и технологий: тренды и модели в практиках ведущих российских вузов

https://doi.org/10.21686/2413-2829-2024-6-131-152

Аннотация

Исследование посвящено выявлению основных трендов и моделей новых практик ведущих российских вузов в области трансфера знаний и технологий. Актуальность исследования обусловлена необходимостью адаптации системы высшего образования России к задачам обеспечения технологического суверенитета и лидерства, что требует активного включения университетов в процессы трансфера знаний и технологий, а также коммерциализации разработок. В исследовании использованы методы содержательного анализа документов, отражающих опыт ведущих российских вузов в области трансфера знаний и технологий, а также методы моделирования применительно к процессам взаимодействия вузов с индустриальными партнерами и измерения потенциала университетов в области инновационной деятельности. В результате проведенного исследования были выявлены ключевые тренды организационной трансформации вузов в области трансфера знаний и технологий: развитие механизмов аккумуляции потенциальных результатов интеллектуальной деятельности; создание экосистемы для трансфера и коммерциализации научных разработок; расширение сотрудничества с индустриальными партнерами по продвижению в реальный сектор экономики результатов интеллектуальной деятельности. Кроме того, были определены четыре основные модели взаимодействия вузов с индустриальными партнерами в области трансфера знаний и технологий (заказа НИОКР, предложения НИОКР, продвижения стартапов и создания совместных подразделений); представлена концепция воронок трансфера для описания процессов отбора проектов, исследователей и заказов на НИОКР; разработана модель оценки потенциала вузов в области трансфера знаний и технологий, позволяющая определить текущую позицию университета и траектории стратегии развития. В статье также обозначены перспективные направления инновационной деятельности вузов с учетом современных задач научнотехнологического развития страны.

Об авторах

Л. В. Константинова
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Россия

Лариса Владимировна Константинова, доктор социологических наук, профессор, директор Научно-исследовательского института развития образования 

109992, Москва, Стремянный пер., д. 36



А. М. Петров
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Россия

Антон Маркович Петров, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института развития образования 

109992, Москва, Стремянный пер., д. 36



В. В. Ворожихин
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Россия

Владимир Вальтерович Ворожихин, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института развития образования; ведущий научный сотрудник 

109992, Москва, Стремянный пер., д. 36;
117218, Москва, Нахимовский проспект, д. 32



Д. А. Штыхно
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Россия

Дмитрий Александрович Штыхно, кандидат экономических наук, доцент, проректор 

109992, Москва, Стремянный пер., д. 36



Список литературы

1. Бешимова З. Интеграция науки, образования и производства в Узбекистане. – URL: https://zenodo.org/records/10799650 (дата обращения: 11.04.2024).

2. Валерий Фальков выступил c докладом на заседании по вопросам интеллектуальной собственности в Совете Федерации. – URL: https://minobrnauki.gov.ru/presscenter/news/novosti-ministerstva/79447/ (дата обращения: 10.06.2024).

3. Две тысячи студентов получат по миллиону рублей на реализацию технологических стартапов. – URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novostiministerstva/79723/?sphrase_id=8083601 (дата обращения: 03.05.2024).

4. Дежина И. Г., Пономарев А. К. Университеты в условиях перехода к новой модели технологического развития // Управление наукой: теория и практика. – 2023. – Т. 5. – № 4. – С. 55–70.

5. Заварзин В. И. Трансфер знаний и технологий // Инженерный журнал: наука и инновации. – 2013. – № 1 (13). – С. 1–5.

6. Конвейер инноваций: результаты участия университета в программе «Приоритет2030». – URL: https://www.timacad.ru/news/konveier-innovatsii-rezultaty-uchastiia-universiteta-v-programme-prioritet-2030?ysclid=lxbcr3rcsn71555919 (дата обращения: 01.05.2024).

7. Литвинова Н. А., Бурцев Д. С., Гаврилюк Е. С. Управление сквозными процессами получения и передачи знаний в секторе науки и высшего образования // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2020. – № 1. – С. 112–120.

8. По итогам конкурсного отбора количество передовых инженерных школ в следующем году увеличится до 50. – URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/presscenter/news/novosti-ministerstva/76580/ (дата обращения: 13.05.2024).

9. РЭУ им. Г. В. Плеханова откроет новую лабораторию робототехники. – URL: https://academia.interfax.ru/ru/news/articles/12175/ (дата обращения: 11.06.2024).

10. Салицкая Е. А. Подходы к формированию системы трансфера технологий в России // Наука. Инновации. Образование. – 2018. – № 4 (30). – С. 6–23.

11. Соловьев Д. Б., Макеева А. И. Трансфер знаний как основа для развития технологического предпринимательства // Инновации в науке. – 2016. – № 5 (54). – С. 185–187.

12. Среди 15 НОЦ функционируют 9 межрегиональных НОЦ, инициаторами которых выступают несколько субъектов Российской Федерации, а также 6 моноНОЦев. – URL: https://xn--m1acy.xn--p1ai/competition (дата обращения: 15.02.2024).

13. Усмановa М. Р., Шушкин М. А., Назаров М. Г., Крылов П. А. Барьеры, препятствующие эффективному взаимодействию российских университетов и бизнес-компаний // Университетское управление: практика и анализ. – 2021. – № 25 (1). – С. 83–93.

14. Чупрова О. Г., Билье Ж.-К. Трансфер технологий и знаний во Франции: структурыпосредники и их роль // Государственная служба. – 2021. – Т. 23. – № 6. – С. 83–90.

15. Chen K., Wupur A., Abudouguli A., Yang G.-L. Measuring the Knowledge Transfer Efficiency of Social Science in Chinese Universities from a Think Tank Perspective // SocioEconomic Planning Sciences. – 2023. – Vol. 90. – December. – P. 101745e.

16. Duong C. D., Vu T. N., Ngo T. V. N. Applying a Modified Technology Acceptance Model to Explain Higher Education Students’ Usage of ChatGPT: A Serial Multiple Mediation Model with Knowledge Sharing as a Moderator // The International Journal of Management Education. – 2023. – Vol. 21. – Issue 3. – November. – P. 100883.

17. Fan Z., Beh L.-S. Knowledge Sharing Among Academics in Higher Education: A Systematic Literature Review and Future Agenda // Educational Research Review. – 2024. – Vol. 42. – February. – P. 100573.

18. Huang S., Wang B., Li X. et al. Industry 5.0 and Society 5.0 – Comparison, Complementation and Co-Evolution // Journal of Manufacturing Systems. – 2022. – Vol. 64. – July. – P. 424–428.

19. Leon-Roa C., Zuñiga-Collazos A., Villada Castillo H. S. et al. Valorization of Research Results for Knowledge and Technology Transfer in Public Higher Education Institutions // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. – 2024. – Vol. 10. – Issue 1. – March. – P. 100245.

20. Mukul E., Büyüközkan G. Digital Transformation in Education: A Systematic Review of Education 4.0 // Technological Forecasting and Social Change. – 2023. – Vol. 194. – September. – P. 122664.

21. Oliveira T., Alves H., Leitão J. Co-Creation and Innovation in Higher Education Institutions: a Systematic Literature Review and Research Agenda // International Journal of Educational Management. – 2024. – Vol. 38. – Issue 3. – March 13. – P. 839–872.

22. Scarrà D., Piccaluga A. The Impact of Technology Transfer and Knowledge Spillover from Big Science: a Literature Review // Technovation. – 2022. – Vol. 116. – August. – P. 102165.

23. Zizic M. C., Mladineo M., Gjeldum N., Celent L. From Industry 4.0 Towards Industry 5.0: A Review and Analysis of Paradigm Shift for the People, Organization and Technology // Energies. – 2022. – Vol. 15 (14). – P. 5221.


Рецензия

Для цитирования:


Константинова Л.В., Петров А.М., Ворожихин В.В., Штыхно Д.А. Трансфер знаний и технологий: тренды и модели в практиках ведущих российских вузов. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2024;(6):131-152. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2024-6-131-152

For citation:


Konstantinova L.V., Petrov A.M., Vorozhikhin V.V., Shtykhno D.A. Knowledge and Technology Transfer: Trends and Models in Practice of Leading Russian Universities. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2024;(6):131-152. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2024-6-131-152

Просмотров: 105


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-2829 (Print)
ISSN 2587-9251 (Online)