Трансфер знаний и технологий: тренды и модели в практиках ведущих российских вузов
https://doi.org/10.21686/2413-2829-2024-6-131-152
Аннотация
Исследование посвящено выявлению основных трендов и моделей новых практик ведущих российских вузов в области трансфера знаний и технологий. Актуальность исследования обусловлена необходимостью адаптации системы высшего образования России к задачам обеспечения технологического суверенитета и лидерства, что требует активного включения университетов в процессы трансфера знаний и технологий, а также коммерциализации разработок. В исследовании использованы методы содержательного анализа документов, отражающих опыт ведущих российских вузов в области трансфера знаний и технологий, а также методы моделирования применительно к процессам взаимодействия вузов с индустриальными партнерами и измерения потенциала университетов в области инновационной деятельности. В результате проведенного исследования были выявлены ключевые тренды организационной трансформации вузов в области трансфера знаний и технологий: развитие механизмов аккумуляции потенциальных результатов интеллектуальной деятельности; создание экосистемы для трансфера и коммерциализации научных разработок; расширение сотрудничества с индустриальными партнерами по продвижению в реальный сектор экономики результатов интеллектуальной деятельности. Кроме того, были определены четыре основные модели взаимодействия вузов с индустриальными партнерами в области трансфера знаний и технологий (заказа НИОКР, предложения НИОКР, продвижения стартапов и создания совместных подразделений); представлена концепция воронок трансфера для описания процессов отбора проектов, исследователей и заказов на НИОКР; разработана модель оценки потенциала вузов в области трансфера знаний и технологий, позволяющая определить текущую позицию университета и траектории стратегии развития. В статье также обозначены перспективные направления инновационной деятельности вузов с учетом современных задач научнотехнологического развития страны.
Об авторах
Л. В. КонстантиноваРоссия
Лариса Владимировна Константинова, доктор социологических наук, профессор, директор Научно-исследовательского института развития образования
109992, Москва, Стремянный пер., д. 36
А. М. Петров
Россия
Антон Маркович Петров, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института развития образования
109992, Москва, Стремянный пер., д. 36
В. В. Ворожихин
Россия
Владимир Вальтерович Ворожихин, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института развития образования; ведущий научный сотрудник
109992, Москва, Стремянный пер., д. 36;
117218, Москва, Нахимовский проспект, д. 32
Д. А. Штыхно
Россия
Дмитрий Александрович Штыхно, кандидат экономических наук, доцент, проректор
109992, Москва, Стремянный пер., д. 36
Список литературы
1. Бешимова З. Интеграция науки, образования и производства в Узбекистане. – URL: https://zenodo.org/records/10799650 (дата обращения: 11.04.2024).
2. Валерий Фальков выступил c докладом на заседании по вопросам интеллектуальной собственности в Совете Федерации. – URL: https://minobrnauki.gov.ru/presscenter/news/novosti-ministerstva/79447/ (дата обращения: 10.06.2024).
3. Две тысячи студентов получат по миллиону рублей на реализацию технологических стартапов. – URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novostiministerstva/79723/?sphrase_id=8083601 (дата обращения: 03.05.2024).
4. Дежина И. Г., Пономарев А. К. Университеты в условиях перехода к новой модели технологического развития // Управление наукой: теория и практика. – 2023. – Т. 5. – № 4. – С. 55–70.
5. Заварзин В. И. Трансфер знаний и технологий // Инженерный журнал: наука и инновации. – 2013. – № 1 (13). – С. 1–5.
6. Конвейер инноваций: результаты участия университета в программе «Приоритет2030». – URL: https://www.timacad.ru/news/konveier-innovatsii-rezultaty-uchastiia-universiteta-v-programme-prioritet-2030?ysclid=lxbcr3rcsn71555919 (дата обращения: 01.05.2024).
7. Литвинова Н. А., Бурцев Д. С., Гаврилюк Е. С. Управление сквозными процессами получения и передачи знаний в секторе науки и высшего образования // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2020. – № 1. – С. 112–120.
8. По итогам конкурсного отбора количество передовых инженерных школ в следующем году увеличится до 50. – URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/presscenter/news/novosti-ministerstva/76580/ (дата обращения: 13.05.2024).
9. РЭУ им. Г. В. Плеханова откроет новую лабораторию робототехники. – URL: https://academia.interfax.ru/ru/news/articles/12175/ (дата обращения: 11.06.2024).
10. Салицкая Е. А. Подходы к формированию системы трансфера технологий в России // Наука. Инновации. Образование. – 2018. – № 4 (30). – С. 6–23.
11. Соловьев Д. Б., Макеева А. И. Трансфер знаний как основа для развития технологического предпринимательства // Инновации в науке. – 2016. – № 5 (54). – С. 185–187.
12. Среди 15 НОЦ функционируют 9 межрегиональных НОЦ, инициаторами которых выступают несколько субъектов Российской Федерации, а также 6 моноНОЦев. – URL: https://xn--m1acy.xn--p1ai/competition (дата обращения: 15.02.2024).
13. Усмановa М. Р., Шушкин М. А., Назаров М. Г., Крылов П. А. Барьеры, препятствующие эффективному взаимодействию российских университетов и бизнес-компаний // Университетское управление: практика и анализ. – 2021. – № 25 (1). – С. 83–93.
14. Чупрова О. Г., Билье Ж.-К. Трансфер технологий и знаний во Франции: структурыпосредники и их роль // Государственная служба. – 2021. – Т. 23. – № 6. – С. 83–90.
15. Chen K., Wupur A., Abudouguli A., Yang G.-L. Measuring the Knowledge Transfer Efficiency of Social Science in Chinese Universities from a Think Tank Perspective // SocioEconomic Planning Sciences. – 2023. – Vol. 90. – December. – P. 101745e.
16. Duong C. D., Vu T. N., Ngo T. V. N. Applying a Modified Technology Acceptance Model to Explain Higher Education Students’ Usage of ChatGPT: A Serial Multiple Mediation Model with Knowledge Sharing as a Moderator // The International Journal of Management Education. – 2023. – Vol. 21. – Issue 3. – November. – P. 100883.
17. Fan Z., Beh L.-S. Knowledge Sharing Among Academics in Higher Education: A Systematic Literature Review and Future Agenda // Educational Research Review. – 2024. – Vol. 42. – February. – P. 100573.
18. Huang S., Wang B., Li X. et al. Industry 5.0 and Society 5.0 – Comparison, Complementation and Co-Evolution // Journal of Manufacturing Systems. – 2022. – Vol. 64. – July. – P. 424–428.
19. Leon-Roa C., Zuñiga-Collazos A., Villada Castillo H. S. et al. Valorization of Research Results for Knowledge and Technology Transfer in Public Higher Education Institutions // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. – 2024. – Vol. 10. – Issue 1. – March. – P. 100245.
20. Mukul E., Büyüközkan G. Digital Transformation in Education: A Systematic Review of Education 4.0 // Technological Forecasting and Social Change. – 2023. – Vol. 194. – September. – P. 122664.
21. Oliveira T., Alves H., Leitão J. Co-Creation and Innovation in Higher Education Institutions: a Systematic Literature Review and Research Agenda // International Journal of Educational Management. – 2024. – Vol. 38. – Issue 3. – March 13. – P. 839–872.
22. Scarrà D., Piccaluga A. The Impact of Technology Transfer and Knowledge Spillover from Big Science: a Literature Review // Technovation. – 2022. – Vol. 116. – August. – P. 102165.
23. Zizic M. C., Mladineo M., Gjeldum N., Celent L. From Industry 4.0 Towards Industry 5.0: A Review and Analysis of Paradigm Shift for the People, Organization and Technology // Energies. – 2022. – Vol. 15 (14). – P. 5221.
Рецензия
Для цитирования:
Константинова Л.В., Петров А.М., Ворожихин В.В., Штыхно Д.А. Трансфер знаний и технологий: тренды и модели в практиках ведущих российских вузов. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2024;(6):131-152. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2024-6-131-152
For citation:
Konstantinova L.V., Petrov A.M., Vorozhikhin V.V., Shtykhno D.A. Knowledge and Technology Transfer: Trends and Models in Practice of Leading Russian Universities. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2024;(6):131-152. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2024-6-131-152