Дисбаланс правоотношений на российских маркетплейсах
https://doi.org/10.21686/2413-2829-2024-6-233-242
Аннотация
В статье проведен анализ особенностей правоотношений между продавцами и представителями крупных российских маркетплейсов. Отдельное внимание уделено новому законопроекту № 568223-8, который содержит в себе положения по правовому регулированию деятельности маркетплейсов. Рассмотрены различные точки зрения продавцов, представителей маркетплейсов и юристов на реализацию предложений данного законопроекта. В результате проведенного исследования были сделаны выводы, что на российских маркетплейсах существует значительный дисбаланс во взаимоотношениях между продавцами и онлайнплатформами. Продавцы часто сталкиваются с ущемлением прав и ограничениями со стороны маркетплейсов, взысканием необоснованных штрафов и пени, нарушениями договора оферты. Этот факт подтверждает рост количества судебных исков со стороны продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов в отношении продавцов. При этом должной правовой защиты предприятия малого и среднего бизнеса, пользующиеся маркетплейсами для продажи своих товаров, не имеют. Поэтому требуются разработка и реализация единого закона, который бы регулировал права и обязанности всех субъектов онлайн-торговли, а также выстраивал систему их взаимоотношений. В исследовании были использованы методы анализа (логический, стратегический и др.) и синтеза, индукции и дедукции, статистики и правового прогнозирования. Представленные выводы могут быть полезны как для законодательных органов власти при разработке и реализации законов, так и для представителей бизнеса при продаже товаров на маркетплейсах и защите своих прав и интересов.
Об авторе
А. А. ХорошуновРоссия
Алексей Алексеевич Хорошунов, аспирант кафедры национальной и региональной экономики
109992, Москва, Стремянный пер., д. 36
Список литературы
1. Алхмуз Анас А. А. Маркетплейс как один из инструментов развития бизнеса // Fundamental Science and Technology : сборник научных статей по материалам IX Международной научно-практической конференции. Уфа, 17 июня 2022 года. – Уфа : ООО «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2022. – С. 51–55.
2. Большакова Е. В. Маркетплейс как бизнес-модель современной торговли // Вестник молодых ученых Самарского государственного экономического университета. – 2022. – № 2 (46). – С. 24–25.
3. Булдыгин П. А., Бабасева А. А. Маркетплейсы как инструмент развития малого и среднего предпринимательства // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. – 2022. – № 1. – С. 226–228.
4. Буянов А. С. Роль маркетплейсов в развитии электронной торговли // Human Progress. – 2022. – Т. 8. – № 3. – С. 33–37.
5. Вафин И. М. Маркетплейсы как главный тренд онлайн-торговли // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе. – 2022. – № 37. – С. 937–940.
6. Дементьева М. В. Проблемы правового регулирования маркетплейсов в России: на примере Wildberries // Архонт. – 2023. – № 3 (36). – С. 102–106.
7. Ермакова С. Е. Юридические проблемы электронной коммерции Wildberries // Молодой ученый. – 2022. – № 12 (407). – С. 144–146.
8. Кочелаевский В. А., Виноградов Е. А. Маркетплейс как площадка для ведения предпринимательской деятельности // Обществознание и социальная психология. – 2022. – № 6 (36). – С. 123–128.
9. Панасенко С. В., Сурай Н. М., Никишин А. Ф., Корнева Г. В. Отечественные маркетплейсы: современное состояние и перспективы развития // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). – 2022. – № 2 (55). – С. 27–36.
10. Пахомова Э. А. Маркетплейсы как инструменты цифровизации продаж товаров и услуг // Финансовые рынки и банки. – 2022. – № 9. – С. 28–31.
11. Солдатенко В. А. Развитие рынка маркетплейсов в России как фактор роста малого бизнеса // Современные тренды развития регионов: управление, право, экономика, социум : материалы XX Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Челябинск, 27–28 апреля 2022 года. – Челябинск : Челябинский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2022. – С. 268–271.
12. Табышова А. К. Маркетплейс (онлайн-платформа электронной коммерции) как эффективная бизнес-модель торговли в условиях пандемии // Известия вузов Кыргызстана. – 2020. – № 5. – С. 113–117.
13. Челяпина В. А., Лизакова Р. А. Особенности продажи товаров на маркетплейсах // Умная цифровая экономика. – 2022. – Т. 2. – № 3. – С. 12–16.
14. Шендрик П. В. Теоретические особенности функционирования маркетплейсов // МНИЖ. – 2022. – № 10 (124). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskieosobennosti-funktsionirovaniya-marketpleysov (дата обращения: 02.05.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Хорошунов А.А. Дисбаланс правоотношений на российских маркетплейсах. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2024;(6):233-242. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2024-6-233-242
For citation:
Khoroshunov A.A. Misbalance in Legal Relations on Russian Marketplaces. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2024;(6):233-242. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2024-6-233-242