Спортивное мероприятие как драйвер развития массового спорта
https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-3-186-196
Аннотация
В России накоплен достаточно большой опыт проведения спортивных мероприятий различного масштаба. Были проведены крупномасштабные спортивные соревнования международного уровня, такие как летняя Универсиада «Казань-2013» и зимняя в Красноярске в 2019 г., ряд чемпионатов мира, а также крупнейшие мегаспортивные мероприятия: XXII Олимпийские и XI Паралимпийские игры в Сочи и чемпионат мира по футболу ФИФА «Россия-2018». Изменения в стране, произошедшие в последние годы, существенно сократили вероятность проведения в ближайшее время на территории Российской Федерации спортивных мероприятий такого уровня. При этом следует отметить, что многие спортивные события, такие как Super Bowl, чемпионат NHL, NBA и другие, лидирующие по количеству просмотров и привлечению доходов, являются национальными чемпионатами. На фоне проблем большого спорта особенно ярко виден рост числа международных соревнований массового спорта, организованных на основе частных инициатив. В результате социологических исследований ВЦИОМ и статистических данных был выявлен портрет потенциального участника массовых спортивных соревнований. Им оказался мужчина в возрасте 37 лет, предпочитающий соревнования на выносливость. Наибольший интерес среди данного сегмента соревнований в России проявляется к таким видам спорта и спортивных дисциплин, как гонки с препятствиями, бег, триатлон, заплывы и лыжные гонки. Помимо реализации стратегических задач, проведение спортивных мероприятий обладает и экономическим потенциалом. Потенциальная экономическая емкость 4-дневных соревнований с учетом средней численности участников и сопровождающих лиц составляет 16,2 млн евро, или 1,766 млрд рублей. В статье рассмотрены отдельные организационно-экономические модели, характерные для различных секторов рынка спортивных соревнований. Автором показано, что потенциальный экономический эффект значительно выше у крупномасштабных спортивных мероприятий, однако данный эффект не всегда бывает реализован в полной мере. Для соревнований массового спорта более характерен социальный эффект.
Об авторе
Е. А. ГурееваРоссия
Елена Александровна Гуреева кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента спорта и активного досуга
109992, Москва, Стремянный пер., д. 36
Список литературы
1. Алтухов С. В. Причины дисфункций модели управления мировым спортом // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2024. – № 2. – С. 8–24.
2. Волошин В. Массовый спорт – инструмент развития территорий. – URL: http://smb.petrsu.ru/userfiles/files/files/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%88%D0%B8%D0%BD.pdf (дата обращения: 20.10.2024).
3. Леднев В. А. Направления развития предпринимательства в индустрии спорта // Современная конкуренция. – 2023. – Т. 17. – № 4 (94). – С. 15–26.
4. Отчерцов М. В. Элементы типологического подхода к управлению развитием диверсифицированных организаций спортивной индустрии // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Т. 14. – № 6. – С. 3149–3178.
5. Петренко Е. С., Гуреева Е. А. Спортивные сооружения как основа развития массового спорта // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – 2024. – Т. 10. – № 2. – С. 92–101.
6. Сколько россиян участвует в массовых забегах и марафонах. – URL: https://journal.tinkoff.ru/running-stat/ (дата обращения: 20.10.2024).
7. Marathon Performance Across Nations. – URL: https://runrepeat.com/researchmarathon-performance-across-nations (дата обращения: 20.10.2024).
8. Shank M. D., Lyberger M. R. Sports Marketing: a Strategic Perspective. – 5th edition, 2015. – URL: https://books.google.ru/books?id=9mavBAAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false
Рецензия
Для цитирования:
Гуреева Е.А. Спортивное мероприятие как драйвер развития массового спорта. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2025;(3):186-196. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-3-186-196
For citation:
Gureeva E.A. Sport Event as a Driver of Mass Sport Development. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2025;(3):186-196. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-3-186-196