Нейромаркетинг в цифровой эпохе: состояние и перспективы развития
https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-3-231-243
Аннотация
В статье представлен анализ концепции нейромаркетинга в контексте цифровой трансформации современного общества, приведены основные методы нейромаркетинговых исследований. Выполнен критический анализ литературных источников, посвященных проблемам и практическим приложениям нейромаркетинга, в частности, проанализирована эволюция данного понятия с момента его возникновения в 2002 г. Сформулировано авторское определение нейромаркетинга как деятельности, имеющей целью непосредственное воздействие на нейрофизиологические когнитивные процессы, связанные с принятием покупательских решений. Рассмотрены вопросы взаимосвязи сознательных, подсознательных и бессознательных процессов, лежащих в основе решений о покупках, а также этические аспекты нейромаркетинговых исследований и методов формирования покупательского поведения. К числу основных проблем нейромаркетинга относятся относительно высокие трудоемкость и стоимость использования наиболее эффективных методов исследований, ограниченные размеры выборок их участников. Выявлены возможности решения указанных проблем за счет расширения информационной базы нейромаркетинговых исследований, связанных с развитием на основе цифровых технологий Интернета вещей, социальных сетей, а также индустрии онлайн-игр. Дано определение геймификации нейромаркетинга как комплекса игровых методов и элементов, используемых в ходе исследования покупательского поведения и коммуникации с покупателем с целью повышения эффективности воздействия на принимаемые покупательские решения.
Об авторах
Н. Ю. ВозияноваРоссия
Наталья Юрьевна Возиянова доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры маркетинга и торгового дела
283050, ДНР, Донецк, ул. Щорса, д. 31
Н. В. Каменева
Россия
Наталья Владимировна Каменева кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела и экспертизы товаров
283050, ДНР, Донецк, ул. Щорса, д. 31
Список литературы
1. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – СПб. : Речь, 2003.
2. Ежова Е. Н. Лингвистика рекламного текста. – Ставрополь : СКФУ, 2018.
3. Латкин Б., Федоров О. Интернет-торговля в мире. – URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья: Интернет-торговля_в_мире (дата обращения: 02.09.2024).
4. Михеев Г. В., Деркачева Е. А., Кузнецова О. А. Нейромаркетинг: терминологические аспекты // International Scientific Review. – 2016. – № 10 (20). – C. 26–28.
5. Письменная А. С. Маркетинг бизнес-экосистем: как нейрометрики помогают создавать цифровые продукты // Маркетинговые модели, практики и тренды, вызовы и перспективы региона Большой Евразии : сборник материалов 1-й Евразийской конференции по маркетингу (ЕМС-2023), Санкт-Петербург, 1–2 декабря 2023 г. – СПб., 2023. – С. 131–139.
6. Письменная А. С. Научный и прикладной потенциал нейромаркетинга в системе маркетинговых исследований компании : автореф. дис. ... канд. экон. наук. – СПб., 2021.
7. Пуляєвська M. Є. Психосемантична мікросегментація користувачів соціальних мереж // Проблеми соціальної роботи: філософія, психологія, соціологія. – 2017. – № 1. – С. 62–69.
8. Федосенко А. А. Маркетинговые манипуляции как способ трансформации потребительского поведения // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2022. – № 4. – С. 205–211.
9. Цзяньфэй Я. Перспективы и потенциалы развития нейротехнологий и их применения в электронной коммерции Китая : дис. … д-ра экон. наук. – СПб., 2021.
10. Alsharif A. H., Isa S. M. Revolutionizing Consumer Insights: The Impact of fMRI in Neuromarketing Research // Future Business Journal. – 2024. – URL: https://doi.org/10.1186/s43093-024-00371-z (дата обращения: 10.09.2024).
11. Alsharif A. H., Salleh N. Z. M., Abdullah M., Khraiwish A., Ashaari A. Neuromarketing Tools Used in the Marketing Mix: A Systematic Literature and Future Research Agenda. – 2023. – URL: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/21582440231156563 (дата обращения: 09.09.2024).
12. Alsharif A. H., Salleh N. Z. M., Wan A. B., Khraiwish A. Biomedical Technology in Studying Consumers’ Subconscious Behavior // International Journal of Online and Biomedical Engineering. – 2022. – Vol. 18 (8). – P. 98–114.
13. Arroyo R., Yebes J., Bergasa L, Garcia I., Almazán J. Expert Video-Surveillance System for Real-Time Detection of Suspicious Behaviors in Shopping Malls. – URL: https://www.researchgate.net/publication/279057771_Expert_Video-Surveillance_System_for_Real-Time_Detection_of_Suspicious_Behaviors_in_Shopping_Malls (дата обращения: 09.09.2024).
14. Arthmann C., Li I.-P. Neuromarketing – The Art and Science of Marketing and Neurosciences Enabled by IoT Technologies // The Industry IoT Consortium. – 2017. – URL: https://www.iiconsortium.org/pdf/2017_JoI_Neuromarketing_IoT_Technologies.pdf (дата обращения: 09.09.2024).
15. Bargh J. A. Unconscious thought Theory and Its Discontents: A Critique of the Critiques // Social Cognition. – 2011. – Vol. 29. – P. 629–647.
16. Beale C. Gaming to Innovate Research and Insights // RESEARCH WORLD. – 2022. – URL: https://researchworld.com/articles/gaming-to-innovate-research-and-insights (дата обращения: 09.09.2024).
17. Bhardwaj V., Chauhan R. Neuromarketing through Consumer Behaviour: Bibliometric Review with PRISMA Approach // International Journal of Multidisciplinary Research and Growth Evaluation. – 2024. – Vol. 5 (2). – P. 879–890.
18. Boricean V. Brief History of Neuromarketing // The International Conference of Administration and Business. – 2009. – November 14–15. – P. 119–121.
19. Cenizo C. Neuromarketing: Concept, Historical Evolution and Challenges // Journal ICONO 14. – 2022. – Vol. 20 (1). – URL: https://icono14.net/files/articles/1784-EN/index.html (дата обращения: 09.09.2024).
20. Costanza C., Vetri L., Carotenuto M., Roccella M. Use and Abuse of Digital Devices: Influencing Factors of Child and Adolescent Neuropsychology // CLINICS AND PRACTICE. – 2023. – Vol. 13 (6). – P. 1331–1334.
21. Dijksterhuis A., Nordgren L. F. A Theory of Unconscious thought // Perspectives on Psychological Science. – 2006. – Vol. 1 (2). – P. 95–109.
22. Freud S. Psychoanalyse: Die Vieldeutigkeit des Unbewussten und der topische Gesichtspunkt: Sigmund Freud // Historische Texte & Wörterbücher. – 1915. – URL: https://www.textlog.de/freud/abhandlungen/ii-die-vieldeutigkeit-des-unbewussten-undder-topische-gesichtspunkt (дата обращения: 09.08.2024).
23. Genco S., Pohlmann A., Steidl P. Neuromarketing for Dummies. – John Wiley, 2013.
24. Ioannides A. A., Liu L., Theofilou D., Dammers J., Burne T., Ambler T., Rose S. Real Time Processing of Affective and Cognitive Stimuli in the Human Brain Extracted from MEG Signals // Brain Topography. – 2000. – Vol. 13. – P. 11–19.
25. Karmarkar U. Note on Neuromarketing // Harvard Business School Marketing Unit Case. – 2011. – N 512–031. – URL: https://www.iveypublishing.ca/s/product/note-onneuromarketing/01t5c00000Cwha4AAB (дата обращения: 11.08.2024).
26. Kotler P., Armstrong G. Principles of Marketing. – 17th ed. – Pearson Education, 2017.
27. Lee N., Broderick A. J., Chamberlain L. What is neuromarketing? A discussion and agenda for future research // International Journal of Psychophysiology. – 2007. – Vol. 63 (2). – P. 199–204.
28. Lim W. M. Demystifying Neuromarketing // Journal of Business Research. – 2018. – Vol. 91. – P. 205–220.
29. Lu W., Griffin J., Sadler T., Laffey J., Goggins S. Serious Game Analytics by Design: Feature Generation and Selection Using Game Telemetry and Game Metrics: Toward Predictive Model Construction // Journal of Learning Analytics. – 2023. – Vol. 10. – P. 1–21.
30. Martinez P. The Consumer Mind: Brand Perception and the Implication for Marketers. – Kogan Page, 2012.
31. Morin C. Neuromarketing – The New Science of Consumer Behaviour // Springer Science. – 2011. – Vol. 48. – P. 131–135.
32. Nethavhani M. Neuromarketing and Ethical Implications. – DOI: 10.13140/RG.2.2.13024.81926
33. Nilashi M., Samad S., Ahmadi N., Ahani A., Abumalloh R. A., Asadi S., Abdullah R., Ibrahim O., Yadegaridehkordi E. Neuromarketing: a Review of Research and Implications for Marketing // Journal of Soft Computing and Decision Support Systems. – 2020. – Vol. 7 (2). – P. 23–31.
34. Ou Q., Zhu X., Chen X., Liu Q. Human Behavior Recognition of Video Surveillance System Based on Neural Network // Procedia Computer Science. – 2023. – Vol. 228. – P. 64–70.
35. Rabhi M., Thamri A., Benahmed E. S., Djoual M. Neuromarketing Research Trends over the Last Ten Years: A Bibliometric Analysis of the Scopus Databases // Marketing and Digital Technologies. – 2023. – Vol. 7. – P. 7–23.
36. Ramachandran K. K. Neuro Marketing – Exploring the Brain of the Consumer: A Review // Review of International Geographical Education Online. – 2021. – Vol. 11. – P. 1034–1049. – URL: https://www.researchgate.net/publication/358233687_Neuro_Marketing-Exploring_the_Brain_of_the_Consumer_A_Review (дата обращения: 09.09.2024).
37. Shewale R. 187 must know digital marketing statistics in 2024. – URL: https://www.demandsage.com/digital-marketing-statistics/ (дата обращения: 09.08.2024).
38. Singh P. Neuromarketing: An Emerging Tool of Market Research // International Journal of Engineering Business Management. – 2015. – N 5. – P. 530–535.
39. Stasi A., Songa G., Mauri M., Ciceri A., Diotallevi F., Nardone G., Russo V. Neuromarketing Empirical Approaches and Food Choice: a Systematic Review // Food Research International. – 2018. – Vol. 108. – P. 650–664.
40. Steindorf L., Rummel J., Boywitt C. D. A Fresh Look at the Unconscious thought Effect: Using Mind-Wandering Measures to Investigate thought Processes in Decision Problems with High Information Load // Frontiers. – 2021. – URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2021.545928/full (дата обращения: 09.09.2024).
41. Suomala J., Palokangas L., Leminen S., Westerlund M., Heinonen J., Numminen J. Neuromarketing: Understanding Customers' Subconscious Responses to Marketing // Technology Innovation Management Review. – 2012. – N 2. – P. 12–21.
42. Yang X., Xi N., Tang H., Hamari J. Gamification and Marketing Management: A Literature Review and Future Agenda. – URL: https://aisel.aisnet.org/amcis2023/meta_res/meta_res/1 (дата обращения: 09.09.2024)
Рецензия
Для цитирования:
Возиянова Н.Ю., Каменева Н.В. Нейромаркетинг в цифровой эпохе: состояние и перспективы развития. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2025;(3):231-243. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-3-231-243
For citation:
Voziyanova N.Yu., Kameneva N.V. Neuromarketing in Digital Epoch: Situation and Propsects of Development. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2025;(3):231-243. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-3-231-243