Стратегия развития инженерного образования в жизнеспособном университете
https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-5-19-35
Аннотация
В статье представлен материал, излагающий решение крайне сложной, но весьма актуальной задачи – развития жизнеспособного высшего инженерно-технического образования в тех регионах страны, которые за последние три года наряду с названием «новые территории» естественным и заслуженным образом стали называться историческими регионами. Сотни лет они создавали непоколебимую основу и опору традиционных русских понятий о мироустройстве Российского государства. Показано, что форсайт высшего образования в жизнеспособном университете требует не только глубокого анализа экспертных представлений о содержательном наполнении миссии вуза в сфере перспективных образовательных инженерных технологий, но и учета естественно возникающих рисковых ситуаций в силу особого географического их расположения. Авторами рассмотрена текущая ситуация в университетской среде исторических регионов страны как ситуация трансформации в условиях существенных внешних динамических изменений, обеспечивающих высокую степень влияния неопределенности, т. е. риска. В статье на основе неявных логфрейм-технологий использовались стандартные рекурсивные жизнеспособные схемы и шаблоны построения структуры активной системы «Университет». Изложенный материал поможет исследовательским коллективам эффективно построить алгоритмы создания новых структур сквозной подготовки кадров по модели «дошкольное образование – школа (колледжи) – университет – предприятие», а также будет полезен для перспективных исследований в области дальнейшего развития и внедрения модели жизнеспособных систем в практику создания и диагностирования организационных структур.
Об авторах
В. М. КартвелишвилиРоссия
Василий Михайлович Картвелишвили, доктор физико-математических наук, профессор
109992; Стремянный пер., д. 36; Москва
Г. А. Райко
Россия
Галина Александровна Райко, кандидат технических наук, профессор, ректор
275502; ул. Центральная, д. 196; Херсонская область; Геническ
С. В. Селиванкин
Россия
Сергей Валерьевич Селиванкин, начальник отдела
275502; ул. Центральная, д. 196; Херсонская область; Геническ
Список литературы
1. Берталанфи Л. Общая теория систем – обзор проблем и результатов // Системные исследования : ежегодник. – М.: Наука, 1969.
2. Бир С. Мозг фирмы : пер. с англ. – 3-е изд. – М.: УРСС, 2009.
3. Езерская Е. М., Белоновская И. Д. Новые характеристики инженерной компетентности специалиста: рискологическая подготовка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – Вып. 11. – С. 111–119.
4. Зимин И. Н., Картвелишвили В. М. Аспекты создания и применения концепции модели жизнеспособных систем // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2017. – № 6 (96). – С. 134–144.
5. Зимин И. Н., Картвелишвили В. М. Жизнеспособный университет: форсайт, логфрейм, уклад и риски // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2021. – Т. 18. – № 5 (119). – С. 12–32.
6. Зимин И. Н., Картвелишвили В. М. Формирование и жизненный цикл программ обучения в жизнеспособной системе «Университет» // Россия: государство и общество в новой реальности : сборник научных статей. – М.: Проспект, 2016. – С. 244–251.
7. Картвелишвили В. М., Фомин Г. П. Анализ рисков в деятельности высших учебных заведений // Учет, анализ и аудит: новые задачи в обеспечении безопасности и ответственность перед бизнесом : сборник научных статей по итогам VI Международной межвузовской научно-практической конференции. – М., 2020. – С. 134–143.
8. Молокостова А. М. Социальные риски в профессиональном развитии : теоретический обзор и подходы к развитию // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11. – С. 1720–1727.
9. Оценка системы подготовки инженерно-технических кадров : материалы комплексного исследования потребностей крупнейших региональных работодателей. – Екатеринбург: УрФУ, 2016. – URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/41964/1/978-5-91256-312-6_2016.pdf
10. Фундаментальность и практико-ориентированность: как университетам найти «сложный баланс»? На запрос министра отвечают ректоры // Аккредитация в образовании : информационно-аналитический журнал. – URL: https://akvobr.ru/new/publications/541
Рецензия
Для цитирования:
Картвелишвили В.М., Райко Г.А., Селиванкин С.В. Стратегия развития инженерного образования в жизнеспособном университете. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2025;(5):19-35. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-5-19-35
For citation:
Kartvelishvili V.M., Raiko G.A., Selivankin S.V. Strategy of Developing Engineering Education in Viable University. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2025;(5):19-35. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-5-19-35