Совершенствование государственного нормирования розничной торговой сети России
https://doi.org/10.21686/2413-2829-2018-6-152-163
Аннотация
Цель данной статьи - обоснование предложений по улучшению государственного нормирования розничной торговой сети в России. В отдельных регионах России отмечается недостаточная обеспеченность населения предприятиями розничной торговли, что требует мер поддержки развития торговой сети со стороны государства. Государственное регулирование торговой сети в России осуществляется путем установления органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по методике, утверждаемой правительством. Однако только 3% муниципальных образований в стране разрабатывают указанные нормативы, что отражает низкую практическую значимость принятых показателей. Автором статьи выдвинута гипотеза, что показатели торговой площади на тысячу жителей, используемые в качестве нормативов минимальной обеспеченности населения розничной торговой сетью в России, нуждаются в замене вследствие рыночного развития торговли в нашей стране. Для проверки гипотезы были изучены работы авторитетных ученых по аналогичной проблематике, что выявило применение в качестве норматива в странах с развитыми рынками показателей численности населения в расчете на количество предприятий. Также было проведено исследование действующей методики нормирования показателей в России, которое показало ее недостаточную научную обоснованность. В результате было предложено изменить показатель норматива минимальной обеспеченности населения розничной торговой сетью и использовать норматив количества организаций торговли на одного жителя, дифференцированный по формам торговли. Рекомендации статьи создают основу для улучшения действующего нормативно-правового регулирования нормирования розничной торговой сети в России.
Об авторе
О. С. КаращукРоссия
Оксана Сергеевна Каращук - кандидат экономических наук, доцент кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова.
117997, Москва, Стремянный пер., д. 36
Список литературы
1. Бакаева В. В., Курушина Н. В. Анализ состояния и тенденции развития розничной торговли города // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2015. -№ 1 (19). - С. 14-22.
2. Берг Т. И., Кулинич И. А. Размещение розничной торговой сети города: теория, методология, практика : монография. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2012.
3. Брагин Л. А., Красильникова Е. А., Майорова Е. А., Никишин А. Ф. Интернет-технологии в организации торговли в современных жилых комплексах // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 9-4 (86-4). - С. 1188-1190.
4. Зырянов А. В. Размещение торговых предприятий. - М. : Экономистъ, 2006.
5. Иванов Г. Г., Майорова Е. А., Никишин А. Ф. Рейтингование регионов РФ на основе индикатора социальной эффективности торговли // Экономика. Бизнес. Банки. - 2017. -№ 1 (18). - С. 39-51.
6. Курушина Н. В. Методы планирования размещения розничной торговли в городе // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2015. - № 3 (21). - С. 17-21.
7. Панасенко С. В., Стукалова И. Б., Мазунина Т. А. Направления развития современной розничной торговли // Российское предпринимательство. - 2018. - Т. 19. - № 3. -С. 599-608.
8. Петров П. В., Соломатин А. Н. Экономика товарного обращения. - М. : Инфра-М, 2001.
9. Серебряков С. В., Шмерлинг К. Г., Малахов П. И. Планирование городской торговой сети. - М. : Экономика, 1968.
10. Черняга Р. Ю. Обоснование методических подходов к расчету нормативов обеспеченности населения торговыми площадями // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2016. - № 4. - С. 49-54.
11. Чкалова О. В. Торговое дело. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. - М. : Форум : Инфра-М, 2013.
12. Шакланова Р. И., Юсова В. В. Экономика торговой отрасли. - М. : Юрайт, 2014.
13. Christaller W. Central Places in Southern Germany / translated by C. W. Baskin. -Englewood Cliffs, NJ, 1967.
14. Huff D. L. A Probabilistic Analysis of Shopping Center Trade Areas // Land Economics. - 1963. - N 39. - Р. 81-90.
15. Lasch А. The Economics of Location : 2nd ed. / translated by W. H. Woglom with the assistance of W. F. Stolper. - New Haven, CT, 1954.
16. Luce R. Individual Choice Behaviour. - New York : John Wiley & Sons, 1959.
17. Reilly W. J. The Law of Retail Gravitation. - New York, 1931.
Рецензия
Для цитирования:
Каращук О.С. Совершенствование государственного нормирования розничной торговой сети России. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2018;(6):152-163. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2018-6-152-163
For citation:
Karashchuk O.S. Enhancing State Standardization of the Retail Trade System in Russia. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2018;(6):152-163. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2018-6-152-163