Инновационная стратегия сырьевых компаний в условиях неопределенности на европейском рынке газа (на примере ПАО «Газпром»)


https://doi.org/10.21686/2413-2829-2018-6-199-213

Полный текст:


Аннотация

Современные международные и национальные компании развиваются в условиях высокой неопределенности, что требует использования гибких стратегий, высокой оперативности принятия решений и распространения принятой стратегии на все уровни и сферы деятельности компании. Поэтому необходимы разработка нестандартной совокупности стратегических решений и более активное использование теоретических наработок в области теории прогнозирования в подобных условиях. Поддержание устойчивости российских сырьевых компаний, имеющих существенную экспортную составляющую, во многом зависит от возможности успешного прогнозирования состояния рынка. В статье проанализирована эволюция ценовой стратегии ПАО «Газпром» после принятия в Европейском союзе Третьего энергетического пакета (2009 г.) и предложены теоретические инструменты для формирования эффективной ценовой стратегии в долгосрочном периоде. Авторами обоснована необходимость формирования новой долгосрочной ценовой экспортной стратегии ПАО «Газпром» в условиях неопределенности будущего спроса на европейском рынке. Детально описана и предложена к практическому использованию в стратегическом планировании компании модель принятия эффективных управленческих решений при различных уровнях неопределенности газового рынка, которая может существенно упрочить положение «Газпрома» на европейском рынке и снизить финансовые потери в жесткой конкурентной борьбе.


Об авторах

Л. Л. Разумнова
Московский авиационный институт
Россия

Людмила Львовна Разумнова - доктор экономических наук, профессор кафедры социологии, психологии и социального менеджмента МАИ.

125993, Москва, Волоколамское шоссе, д. 4



Е. Г. Лисовская
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Россия

Екатерина Геннадьевна Лисовская - доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии и истории экономических учений РЭУ им. Г. В. Плеханова.

117997, Москва, Стремянный пер., д. 36



Список литературы

1. Газовый рынок Европы: утраченные иллюзии и робкие надежды / под ред. B. А. Кулагина, Т. А. Митровой. - М. : НИУ ВШЭ - ИНЭИ РАН, 2015.

2. Крутихин М. Дорого и сердито. Почему «Северный поток - 2» будет построен. -URL: https://republic.ru/posts/90695 (дата обращения: 03.05.2018).

3. Марн М. В., Регнер Э. В., Завада К. К. Ценовое преимущество : пер. с англ. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2004.

4. Мигалева Т. Е., Разумнова Л. Л., Пакин А. К. Конкуренция на европейском рынке газа // Управление экономическими системами : электронный научный журнал. - 2016. -№ 12 (94). - URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=34416686

5. Прибыль «Газпрома» выросла в 5,4 раза. Акции тут же подорожали. - URL: https://quote.rbc.ru/news/article/5b86c50f9a79479efb486ba8

6. Разумнова Л. Л. Ключевые факторы развития мировой энергетики: роль Парижского соглашения по климату // Авиация и космонавтика - 2017 : тезисы. - М. : Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), 2017. - C. 660-661.

7. Светлов Н. М., Разумнова Л. Л., Пакин А. К. Исследование долгосрочных тенденций вариации цен на рынке природного газа // Аудит и финансовый анализ. - 2017. - № 5-6. - С. 498-504.

8. Смирнов С. «Газпрому» выгодна ценовая война с США за Европу - FT // Ведомости.- 2016. - 4 февраля.

9. Трамп меняет «Северный поток - 2» на санкции против Ирана. - URL: http:// www.pravda-tv.ru/2018/09/20/382518/tramp-menyaet-severnyj-potok-2-na-sanktsii-protiv-irana

10. Уолкер-младший О. Маркетинговая стратегия. Курс МВА. - М. : Вершина, 2006.

11. Boussena S. Prix du petrole et strategies de l'OPEP // Revue de l'energie. - 1994. -N 458.- P. 246-253.

12. Boussena S., Locatelli C. Price war and uncertainty: what are the strategic options for the European gas market's main suppliers? // Cahier de recherche EDDEN. - 2016. - N 1.

13. Cornot-Gandolphe S. Les exportations americaines de gaz naturel: de nouvelles regles du jeu sur l'echiquier europeen // Etudes de l'lfri. - 2016. - Juin.

14. Coyne K., Subramaniam S. Bringing Discipline to Strategy // The McKinsey Quarterly. -2000. - N 3. - Р. 29-38.

15. Heather P., Petrovich B. European Traded Gas Hubs: an Updated Analysis on Liquidity, Maturity and Barriers to Market Integration. - URL: https://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2017/05/European-traded-gas-hubs-an-updated-analysis-on-liquidity-maturity-and-barriers-to-market-integration-OIES-Energy-Insight.pdf (дата обращения: 20.08.2017).

16. Henderson J. Gazprom - Is 2016 the Year for a Change of Pricing Strategy in Europe? - URL: https: / /www.oxfordenergy.org/ wpcms/wp-content/uploads/2016/01/Gazprom-Is-2016-the-Year-for-a-Change-of-Pricing-Strategy-in-Europe.pdf

17. Henderson J., Mitrova T. The Political and Commercial Dynamics of Russia's Gas Export Dynamic. - URL: https://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2015/09/NG-102.pdf

18. Lunden P., Fjaertoft D., Overland I., Prachakova A. Gazprom vs. other Russian gas producers: The evolution of the Russian gas sector // Energy Policy. - 2013. - N 61. - P. 663-670.

19. Rogers H. The Impact of Lower Gas and Oil Prices on Global Gas and LNG Markets. -URL: https://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2015/07/NG-99.pdf

20. Stern J. Russian Responses to Commercial Change in European Gas Markets / / Henderson J., Pirani S. (eds.). The Russian Gas Matrix: How Markets are Driving Change. -Oxford : Oxford University Press, 2014. - Р. 50-81. - URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-55801-1_15

21. Stokes D., Spinks O. LNG Imports & European Gas Pricing Dynamics // Timera Energy. - 2016. - June 27. - URL: http://www.timera-energy.com/the-tipping-point-in-the-gasmarket/

22. Stokes D., Spinks O., Rogers H. The Tipping Point in the Gas Market. - URL: http://www.timera-energy.com/the-tipping-point-in-the-gas-market/


Дополнительные файлы

Для цитирования: Разумнова Л.Л., Лисовская Е.Г. Инновационная стратегия сырьевых компаний в условиях неопределенности на европейском рынке газа (на примере ПАО «Газпром»). Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2018;(6):199-213. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2018-6-199-213

For citation: Razumnova L.L., Lisovskaya E.G. Innovation Strategy of Raw-Materials Companies in Conditions of Uncertainty on European Market of Gas (illustrated by the company ‘Gasprom’). Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2018;(6):199-213. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2018-6-199-213

Просмотров: 82

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-2829 (Print)
ISSN 2587-9251 (Online)