Новый подход к сегментации туристов в целях регионального развития (на примере города федерального значения Севастополя)
https://doi.org/10.21686/2413-2829-2019-4-133-146
Аннотация
В статье представлен новый подход к сегментации туристов применительно к выработке региональной политики. Исследование апробировано на данных выборочного обследования гостей города Севастополя в сезоне январь - май 2018 г. Авторами выделены два сегмента - туристы и экскурсанты - и два подсегмента - повторяемость визитов и средства размещения. В рамках каждого сегмента исследованы социальнодемографические, экономические, пространственно-временные и культурно-досуговые характеристики. Среднесуточные расходы туриста на территории города Севастополя в низкий сезон составляют 2 533 рубля, экскурсанта - 1 741 рубль. 45% впервые прибывших туристов проживают в гостиницах, в то время как 53% возвратных туристов - у родственников или друзей. 54% впервые прибывших экскурсантов посещают за день 2-3 культурно-досуговых объекта, такая же программа характерна для 44% туристов, проживающих в гостиницах в течение 3,5 дней отдыха. В результате исследования получены возможности для выработки инструментов регионального развития. Сегментация позволяет определить раздельный вклад туристов и экскурсантов в экономику региона; выявить причины низкой повторяемости визитов или, наоборот, недостаточного количества новых туристов и экскурсантов; изучить мотивацию туриста к выбору места проживания; оценить достаточность культурно-досуговых мероприятий.
Ключевые слова
Об авторах
Т. А. ВороноваРоссия
Татьяна Андреевна Воронова - доктор экономических наук, профессор, проректор по учебной работе, персоналу и имущественному комплексу РЭУ им. Г. В. Плеханова.
117997, Москва, Стремянный пер., д. 36
И. А. Шевчук
Россия
Игорь Андреевич Шевчук - доктор медицинских наук, директор, профессор кафедры менеджмента, туризма и гостиничного бизнеса Севастопольского филиала РЭУ им. Г. В. Плеханова.
299053, Севастополь, ул. Вакуленчука, д. 29
Т. Б. Мельникова
Россия
Татьяна Борисовна Мельникова - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, туризма и гостиничного бизнеса Севастопольского филиала РЭУ им. Г. В. Плеханова.
299053, Севастополь, ул. Вакуленчука, д. 29
Список литературы
1. Литвин А. В. Психологические особенности людей, практикующих различные виды туризма // Южно-Российский журнал социальных наук. - 2018. - Т. 19. - № 2. -С. 100-116.
2. Лукьяненко Е. А., Страчкова Н. В. Изменение туристского спроса под воздействием геополитического фактора в Крыму // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. - 2017. - Т. 3 (69). - № 3. - Ч. 2. -С. 187-196.
3. Севастополь. Газетные хроники 1882-1917 : сборник материалов. - Симферополь : Издательство ООО «Фирма «Салта» ЛТД», 2014.
4. Сибиряков И. В. Образ Севастополя для советских туристов: советские справочники-путеводители об особенностях туристических маршрутов в Севастополе // Вестник ЮУрГу. Серия «Социально-гуманитарные науки». - 2016. - Т. 16. - № 4. - С. 58-63.
5. Староверов Г. Д. Севастополь : путеводитель. - Симферополь : Таврия, 1978.
6. Шабалина Н. В., Валькова Т. М., Прыгунова И. Л., Кудакаев А. Я. Развитие сельского туризма в Большом Севастополе - путь диверсификации туристско-рекреационного комплекса региона / / Сервис в России и за рубежом. - 2016. - Т. 10. - Вып. 7 (68). - С. 111-124.
7. Шерешева М. Ю., Полянская Е. Е. Туризм третьего возраста: предпочтения, требования, ограничения / / Государственное управление. Электронный вестник. - 2017. - № 61. -С. 55-75.
8. Bernini C., Cracolici M., Nijkamp P. Place-Based Attributes and Spatial Expenditure Behavior in Tourism // Journal of Regional Science. - 2017. - Vol. 57. - N 2. - P. 218-244.
9. Briassoulis H. Tourism Destination as Multiplicities: The View from Assemblage Thinking // International Journal of Tourism Research. - 2017. - N 19. - P. 304-317.
10. Bruwer J., Prayag G., Disegna M. Why Wine Tourists Visit Cellar Doors: Segmenting Motivation and Destination Image // International Journal of Tourism Research. - 2018. -N 20. - P. 355-366.
11. Chen G., Huang S. (S). Towards an Improved Typology Approach to Segmenting Cultural Tourists // International Journal of Tourism Research. - 2018. - N 20. - P. 247-255.
12. Gali N., Aulet S. Tourists' Space-Time Behavior in Heritage Places: Comparing Guided and Nonguided Visitors // International Journal of Tourism Research. - 2019. - P. 1-12.
13. Hengyun Li, Fang Meng, Ziqiong Zhang. Non-Participation of Domestic Tourism: Analyzing the Influence of Discouraging Factors // International Journal of Tourism Research. -2016. - N 18. - P. 567-578.
14. Huber D. A Life Course Perspective to Understanding Senior Tourism Patterns and Preferences // International Journal of Tourism Research. - 2019. - P. 1-16.
15. Munoz R. J., Griffin T., Humbracht M. Towards a New Definition for «Visiting Friends and Relatives» // International Journal of Tourism Research. - 2017. - N 19. - P. 477-485.
16. Santini F. de O., Ladeira W. J., Sampaio C. H. Tourists' Perceived Value and Destination Revisit Intentions: The Moderating Effect of Domain- Specific Innovativeness // International Journal of Tourism Research. - 2018. - N 20. - P. 277-285.
17. Vareiro L., Ribeiro J. C., Remoaldo P. C. What Influences a Tourist to Return to a Cultural Destination? // International Journal of Tourism Research. - 2019. - N 21. - P. 280-290.
Рецензия
Для цитирования:
Воронова Т.А., Шевчук И.А., Мельникова Т.Б. Новый подход к сегментации туристов в целях регионального развития (на примере города федерального значения Севастополя). Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2019;(4):133-146. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2019-4-133-146
For citation:
Voronova T.A., Shevchuk I.A., Melnikova T.B. New Approach to Tourist Segmentation Aimed at Regional Development (illustrated by the federal city Sevastopol’). Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2019;(4):133-146. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2019-4-133-146