Preview

Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова

Расширенный поиск

Меры по снижению рисков отмывания денег и финансирования терроризма при осуществлении операций с виртуальными валютами, установленные в правовых актах Европейского союза и государств – членов Европейского союза

https://doi.org/10.21686/2413-2829-2020-2-168-179

Аннотация

Изучая развитие международной криминогенной обстановки и динамику изменений стратегических приоритетов транснациональных преступных группировок, необходимо отметить, что преступления против финансовой системы были и остаются одними из самых высокоприбыльных преступных деяний, которые сосредотачивают значительные ресурсы. Особое беспокойство многих международных правоохранительных учреждений вызывает растущий интерес преступников к использованию не только относительно легко доступных услуг банковских и финансовых учреждений, но и достаточно быстрый рост их «квалификации», позволяющий эффективно использовать для совершения преступлений и для легализации средств, полученных в ходе преступных деяний, сложные компьютерные технологии, в том числе и продукты развивающегося в быстром темпе рынка криптоактивов или криптовалют. Отметим, что появление в недавнем прошлом на необъятных криптопросторах Интернета биткойна (первого представителя этого рынка) сразу вызвало беспокойство и негативную реакцию не только экспертов в области противодействия отмыванию де-нег и финансированию терроризма, но и представителей правоохранительных органов, работающих в области противодействия мошенничеству и преступлениям в сфере компьютерных технологий. Причем подобная негативная реакция была обусловлена одним простым фактором (который и являлся основным преимуществом биткойна) – возможностью приобретать и проводить операции, в том числе и международные, анонимно, а также относительно несложно обменивать биткойн на обычные денежные средства. К сожалению, реакция международных учреждений, отвечающих за противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма, а также отвечающих за надзор деятельности банковского и финансового сектора, направленная на создание соответствующих контрмер, значительно запоздала, что позволило рынку криптовалют начать бурное развитие. Это в свою очередь вылилось в бурный рост похожих на биткойн крипто-активов и в колоссальный рост их стоимости, который привел к некоему подобию «золотой лихорадки» и всем связанным с ней негативным последствиям: банкротству незадачливых инвесторов, приобретению под-дельных криптоактивов, масштабным хищениям на биржах криптовалют и т. д. Именно поэтому необходимость строгого регулирования данного рынка и включения его в международную систему противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма заставила ответственные международные организации предпринять ряд мер, снижающих риски и угрозы операций с биткойном и его аналогами. В статье представлен опыт Европейской комиссии и отдельных государств Европейского союза по оценке риска, по разработке и внедрению мер, направленных на противодействие использованию криптоактивов в преступной деятельности, а также на снижение уровня анонимности лиц, совершающих операции с имуществом данного вида.

Об авторах

В. И. Глотов
Федеральная служба по финансовому мониторингу, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Россия

Глотов Владимир Иванович - кандидат экономических наук, профессор, заместитель директора Росфинмониторинга; директор института финансово-экономической безопасности НИЯУ МИФИ; заведующий базовой кафедрой финансовой и экономической безопасности РЭУ им. Г.В. Плеханова.

107450, Москва, Мясницкая ул., д. 39, стр. 1; 115409, Москва, Каширское шоссе, д. 31; 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36.



И. Кржечковскис
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Россия

Кржечковскис Игорис - доцент кафедры № 75 «Финансовый мониторинг» НИЯУ МИФИ.

115409, Москва, Каширское шоссе, д. 31.



Список литературы

1. Директива Европейского парламента и Совета Европейского союза 2015/849 от 20 мая 2015 о предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег и финансирования терроризма [Электронный ресурс]. – URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32015L0849 (дата обращения: 25.12.2019).

2. Директива Европейского парламента и Совета Европейского союза 2018/843 от 30 мая 2018 о предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег и финансирования терроризма [Электронный ресурс]. – URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32018L0843 (дата обращения: 25.12.2019).

3. Закон об изменении Закона Литовской Республики о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма № XIII-2584, принятый парламентом (Сеймом) Литовской Республики 3/12/2019 [Электронный ресурс]. – URL: https://e-seimas.lrs.lt/portal/legalAct/lt/TAD/9564d1a21a5b11eaa4a5fa76770768ee?positionInSearchResults=1&searchModelUUID=542ac2c7-5a9a-4cf3-ba25-100b7df58b94 (дата обращения: 25.12.2019).

4. Кучеров И. И. Криптовалюта (идеи правовой идентификации и легитимации альтернативных платежных средств) : монография. – М. : АО «Центр ЮрИнфоP», 2018.

5. Международные стандарты по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма и оружия массового уничтожения – Рекомендации ФАТФ (обновлены в июне 2019) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/recommendations/pdfs/FATF%20Recommendations%202012.pdf (дата обращения: 25.12.2019).

6. Рабочий документ для персонала Европейской комиссии 2/2, сопровождающий Ра-порт Европейской комиссии Европейскому парламенту и Совету об оценке рисков отмывания денег и финансирования терроризма, негативно воздействующих на внутренний рынок и международную деятельность {COM(2019) 370 final} [Электронный ресурс]. –URL: file://C:/Users/Expert/Desktop/HLA2021/Reports2019/Monthes/September/SNRAeuII/WorkingPaperSNRAII2019.pdf (дата обращения: 25.12.2019).

7. Рапорт Европейской комиссии Европейскому парламенту и Совету об оценке рисков отмывания денег и финансирования терроризма, негативно воздействующих на внутренний рынок и международную деятельность {SWD(2019) 650 final} [Электронный ресурс]. – URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52017SC0241 (дата обращения: 25.12.2019).

8. Рапорт Европейской комиссии Европейскому парламенту и Совету об оценке рисков отмывания денег и финансирования терроризма, негативно воздействующих на внутренний рынок и международную деятельность COM/2017/0340 final [Электронный ресурс]. – URL: https://publications.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/ce3cb15d-5a5a-11e7-954d-01aa75ed71a1 (дата обращения: 25.12.2019).


Рецензия

Для цитирования:


Глотов В.И., Кржечковскис И. Меры по снижению рисков отмывания денег и финансирования терроризма при осуществлении операций с виртуальными валютами, установленные в правовых актах Европейского союза и государств – членов Европейского союза. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2020;(2):168-179. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2020-2-168-179

For citation:


Glotov V.I., Krzeckovskis I. Measures Identified in the Legal Acts of the European Union and Member States of the European Union for Decreasing the Risks of Money Laundering and Terrorism Financing Through Operations with Virtual Currencies. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2020;(2):168-179. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2020-2-168-179

Просмотров: 877


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-2829 (Print)
ISSN 2587-9251 (Online)