Бизнес-модель компании Netflix: экономическое и социокультурное значение
https://doi.org/10.21686/2413-2829-2020-3-145-156
Аннотация
В статье рассмотрены причины экономического успеха компании Netflix. Отмечается, что растущая популярность Netflix является примером процессов дигитализации и глобализации, характерных для современных культурных отраслей. Среди основных причин экономического успеха Netflix выделяются эффективная автоматическая система рекомендаций и высокая степень вертикальной интеграции – объединение сервисом всех этапов кинобизнеса: от решения о производстве контента до его показа конечному зрителю. Рассмотрено влияние компании Netflix на практику потребления фильмов в цифровую эпоху, причем отмечается, что используемые сервисом автоматическая система рекомендаций и алгоритмы оптимизации поиска могут представлять угрозу свободному выбору потребителей. Успех Netflix рассматривается с точки зрения несимметричного влияния Запада на мировую культуру. Автор приходит к выводу, что модель Netflix как пример растущей коммерциализации культурных отраслей, коммодификации культуры несет в себе определенные риски эстетического и культурного характера. Вместе с тем она показывает экономическую целесообразность. Для минимизации связанных с ней социокультурных рисков важно сохранить разнообразие форм культурного производства и потребления, в чем значительную роль может сыграть государство.
Об авторе
Г. Д. ПаксютовРоссия
Георгий Давидович Паксютов – аспирант кафедры международных экономических отношений стран Азии и Африки
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11/1
Список литературы
1. Вайгенд А. Big Data. Вся технология в одной книге. – М.: Эксмо, 2018.
2. Иванов В. Н., Назаров М. М. Массовая коммуникация в условиях глобализации // Социологические исследования. – 2003. – № 10. – С. 20–29.
3. Понарина Н. Н. Глобализация: мировая культура и локальные культуры // Общество: философия, история, культура. – 2011. – № 3-4. – С. 36–40.
4. Хайдеггер М. Исток художественного творения. – М.: Академический проект, 2008.
5. Хезмондалш Д. Культурные индустрии. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018.
6. Bagella M., Becchetti L. The Determinants of Motion Picture Box Office Performance: Evidence from Movies Produced in Italy // Journal of Cultural Economics. – 1999. – Vol. 23. – Issue 4. – P. 237–256.
7. Bekker G. The Economic History of the International Film Industry // EH.Net Encyclopedia. – 2008. – URL: http://eh.net/encyclopedia/the-economic-history-of-theinternational-film-industry/
8. Cameron S. Cinema // Towse R. (ed.) A Handbook of Cultural Economics. – Cheltenham: Edward Elgar, 2011.
9. Campbell K. Is Netflix killing cinema? // New Statesman. – 2019. – URL: https://www.newstatesman.com/culture/film/2019/02/netflix-killing-cinema
10. Caves R. E. Creative Industries: Contracts between Art and Commerce. – Cambridge: Harvard University Press, 2000.
11. Crane D. Cultural Globalization and the Dominance of the American Film Industry: Cultural Policies, National Film Industries, and Transnational Film // International Journal of Cultural Policy. – 2014. – Vol. 20. – Issue 4. – P. 365–382.
12. De Valck M. Supporting Art Cinema at a Time of Commercialization: Principles and Practices, the Case of the International Film Festival Rotterdam // Poetics. – 2014. – Vol. 42. – P. 40–59.
13. De Vany A. Hollywood Economics: How Extreme Uncertainty Shapes the Film Industry. – London : Routledge, 2003.
14. Drucker P. F. Post-Capitalist Society. – Oxford: Butterworth-Heinemann, 1993.
15. Follows S. How important is international box office to Hollywood // Stephen Follows: Film Data and Education. – 2017. – URL: https://stephenfollows.com/important-internationalbox-office-hollywood
16. Follows S. The Economics of Netflix // Stephen Follows: Film Data and Education. – 2015. – URL: https://stephenfollows.com/the-economics-of-netflix
17. Gomez-Uribe C. A., Hunt N. The Netflix Recommender System: Algorithms, Business Value, and Innovation // ACM Transactions on Management Information Systems. – 2016. – Vol. 6. – Issue 4.
18. Hans S. Screening out Netflix is the real danger to future of film // The Guardian. – 2019. – URL: https://www.theguardian.com/film/2019/apr/07/banning-netflix-real-danger-filmsfuture
19. Hennig-Thurau T., Houston M. B., Walsh G. Determinants of Motion Picture Box Office and Profitability: an Interrelationship Approach // Review of Managerial Science. – 2007. – Vol. 1. – Issue 1. – P. 65–92.
20. Henten A., Tadayoni R. Digitalization // Towse R. (ed.) A Handbook of Cultural Economics. – Cheltenham : Edward Elgar, 2011.
21. Hill J., Kawashima N. Introduction: Film Policy in a Globalised Cultural Economy // International Journal of Cultural Policy. – 2016. – Vol. 22. – Issue 5. – P. 667–672.
22. Jedlowski A. What Netflix’s involvement in Nigeria’s massive film industry really means // The Conversation. – 2018. – URL: https://theconversation.com/what-netflixsinvolvement-in-nigerias-massive-film-industry-really-means-108832
23. Jin D. Y. Digital Platform as a Double-Edged Sword: How to Interpret Cultural Flows in the Platform Era // International Journal of Communication. – 2017. – Vol. 11. – P. 3880–3898.
24. Jin D. Y. The Construction of Platform Imperialism in the Globalization Era // Communication, Capitalism & Critique. Open Access Journal for a Global Sustainable Information Society. – 2013. – Vol. 11. – Issue 1. – P. 145–172.
25. Klinger B. Beyond the Multiplex: Cinema, New Technologies, and the Home. – Oakland: University of California Press, 2006.
26. Koblin J. Netflix Says It Will Spend Up to $8 Billion on Content Next Year // The New York Times. – 2017. – URL: https://www.nytimes.com/2017/10/16/business/media/netflixearnings.html
27. Kohn E. Christopher Nolan Says He Would Never Work with Netflix // Indiewire. – 2017. – URL: https://www.indiewire.com/2017/07/christopher-nolan-interview-dunkirknetflix-1201857101/
28. Lattanzio R. Alejandro Gonzalez Inarritu Compares Modern Cinema to a ‘Whore That Charges Money’ // Indiewire. – 2019. – URL: https://www.indiewire.com/2019/08/alejandro-g-inarritu-sarajevo-film-festival-1202167097/
29. Lobato R. Rethinking International TV Flows Research in the Age of Netflix // Television & New Media. – 2018. – Vol. 19. – Issue 3. – P. 241–256.
30. Lorenzen M. Internationalization vs. Globalization of the Film Industry // Industry and Innovation. – 2007. – Vol. 14. – Issue 4. – P. 349–357.
31. Plummer L. This is how Netflix’s top-secret recommendation system works // Wired. – 2017. – URL: http://www.wired.co.uk/article/how-do-netflixs-algorithms-work-machinelearning-helps-to-predict-what-viewers-will-like
32. Rathore I. Number of Netflix Streaming Subscribers, by Region // Dazeinfo. – 2019. – URL: https://dazeinfo.com/2019/01/07/number-of-netflix-streaming-subscribers-usinternational-dgraph
33. Sontag S. The decay of cinema // New York Times. – 1996. – URL: https://www.nytimes.com/1996/02/25/magazine/the-decay-of-cinema.html.
34. Spangler T. Netflix Content Chief Says 85% of New Spending Is on Originals // Variety. – 2018. – URL: https://variety.com/2018/digital/news/netflix-original-spending-85-percent1202809623/
35. Tefertiller A. Moviegoing in the Netflix Age: Gratifications, Planned Behavior, and Theatrical Attendance // Communication & Society. – 2017. – Vol. 30. – Issue 4. – P. 27–44.
36. Van der Voet J. How Netflix is Changing the Entertainment Industry // EBF Groningen. – 2017. – URL: https://screenrant.com/netflix-original-anime-series-future
37. Woo G. Netflix Announces Plans for Many New Original Anime Series // Screenrant. – 2019. – URL: https://screenrant.com/netflix-original-anime-series-future/
38. Wright C. Reconciling Cultural Diversity and Free Trade in the Digital Age: a Cultural Analysis of the International Trade in Content Items // Akron Law Review. – 2015. – Vol. 41. – Issue 2. – P. 399–505.
Рецензия
Для цитирования:
Паксютов Г.Д. Бизнес-модель компании Netflix: экономическое и социокультурное значение. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2020;(3):145-156. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2020-3-145-156
For citation:
Paksiutov G.D. Business Model: Economic Value and Sociocultural Impact. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2020;(3):145-156. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2020-3-145-156