Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Стратегические ориентиры развития малого бизнеса в условиях пандемии


https://doi.org/10.21686/2413-2829-2021-1-95-104

Полный текст:


Аннотация

В настоящее время функционирование малого бизнеса осуществляется в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Такая ситуация неопределенности присуща российской бизнес-среде в значительно большей степени, чем странам с относительной социально-экономической и политической стабильностью. Современное кризисное состояние экономики оказывает существенное воздействие на функционирование малого бизнеса, обусловливая изменения в стратегиях развития его представителей. В статье определены меры государственной поддержки малого бизнеса в период пандемии. Проведена оценка предпочтений представителей малого бизнеса по мерам господдержки в кризисный период. Выявлены сферы бизнеса, наиболее пострадавшие в современных условиях: туризм, гостинично-ресторанный бизнес (HoReCa), сфера досуга, развлечений и спорта. Обоснована необходимость быстрого реагирования и приспособления к негативным условиям внешней среды для малых предприятий. Представлены варианты стратегий развития малого бизнеса в России: усиление рыночных позиций, расширение рынка, выход существующего продукта на новый рынок, диверсификация. Дана краткая характеристика обозначенных стратегий и определены факторы, определяющие их. Кроме этого, рассматриваются возможные стратегии роста бизнеса, ориентированные на увеличение продаж: продажи действующим клиентам, расширение клиентской базы, ввод новых предложений (новых продуктов или услуг). Быстрый и одновременно глубокий анализ текущей ситуации требует наличия кризисной команды, сфокусированной на решении ключевой проблемы.

Об авторе

С. Б. Баурина
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Россия

Светлана Борисовна Баурина кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики промышленности

117997, Москва, Стремянный пер., д. 36



Список литературы

1. Балдина Ю. А. Роль и место субъектов малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. – 2016. – Т. 26. – № 4. – С. 7–10.

2. Баурина С. Б., Худяков С. В. Реализация бизнес-процессов на промышленных предприятиях: от теории к практике : монография. – Саранск : Полиграф, 2018.

3. Гнатюк А. Н. Адаптационные стратегии малого бизнеса в условиях финансовоэкономического кризиса в современной России : дис. … канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2017.

4. Грачёва К. М., Петер Е. В. Государственная поддержка развития малого предпринимательства в Российской Федерации // Научный альманах. – 2016. – № 7-1 (21). С. 59–62.

5. Демцура С. С., Федорова К. А., Ракчеева Е. С. Малое предпринимательство: роль и проблемы развития // Новая наука: современное состояние и пути развития. – 2016. – № 9. С. 223–225.

6. Кокин А. Н. Формирование системы инфраструктурного предпринимательства: цели развития, ключевые бизнес-функции и параметры устойчивости : монография. – М. : РИОР : Инфра-М, 2016.

7. Литвинова А. Г. Формы и методы управления в малом предпринимательстве // Наука и бизнес: пути развития. – 2016. – № 2 (56). – С. 23–26.

8. Массеров Д. А. Экологическая деятельность предприятий для повышения их деловой репутации и конкурентоспособности // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. – 2015. – Т. 4. – № 2. – С. 14–18.

9. Пиньковецкая Ю. С. Малое и среднее предпринимательство в регионах: уровень насыщения // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2016. – № 2-1. – С. 132–142.

10. Полетаев В. Э. Бизнес в России: инновации и модернизационный проект : монография. – М. : Инфра-М, 2016.

11. Чеботарев В. С. Малое и среднее предпринимательство как стратегический фактор экономической безопасности России // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2016. – № 2 (34). – С. 225–230.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Баурина С.Б. Стратегические ориентиры развития малого бизнеса в условиях пандемии. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2021;18(1):95-104. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2021-1-95-104

For citation: Baurina S.B. Strategic Landmarks for Small Business Development in Pandemic. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2021;18(1):95-104. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2021-1-95-104

Просмотров: 63

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-2829 (Print)
ISSN 2587-9251 (Online)