Preview

Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова

Расширенный поиск

Современная высшая школа России: проблемы и противоречия

https://doi.org/10.21686/2413-2829-2021-2-21-33

Аннотация

Высшая школа России за последние десятилетия претерпевает качественные преобразования, которые затрагивают не только формы организации высшей школы, но и глубинные основы этой наиважнейшей социокультурной сферы бытия этноса. Изменяются архитектура университетского образования, критерии оценки результативности функционирования университетов, модели образовательного процесса, т. е. все то, что является внешней атрибутикой сферы приумножения, сохранения и передачи накопленных знаний будущим поколениям. Изменяются сущностные основы высшей школы. Сила и глубина этих преобразований выступают непреложным следствием, отражением на глубинном уровне не только трансформации формы высшего образования, но и изменения запроса общества на значимость высшего образования, запроса индивидуумов на прикладные условия, формализованно обеспечивающие их бытие. Коммерциализация высшей школы существенно влияет на формы, глубину, скорость преобразований, обусловливает требования к функциональной компоненте акторов образовательного процесса, предопределяет требования к экономической эффективности и целесообразности их профессиональной деятельности. В статье показано, что разворачивающееся в сфере высшей школы России основное противоречие и породившие его устойчиво существующие проблемы неизбежно побуждают профессиональное сообщество задуматься над природой этих феноменов, заставляют полномочных представителей властных структур обратить внимание на неизбежность модернизации управленческой парадигмы, на необходимость внедрения возможно еще более жесткой, еще более формализованной системы оценочных критериев эффективности деятельности университетов (программ развития университетов). Но это нисколько не мешает всем нам осмыслить историческую миссию высшей школы России, этого сущностно-ценностного компонента национальной культуры, а также пока не поздно осознать необходимость общественного диалога о судьбах высшей школы, наконец-то понять, что академическое образование – это не услуга, это одна из важнейших функций государства.

Об авторе

В. И. Карпунин
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Национальный Фонд Управления Активами
Россия

Вячеслав Иванович Карпунин, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Международные финансы»; исполнительный директор

119454, Москва, проспект Вернадского, д. 76

103132, Москва, ул. Варварка, д. 7



Список литературы

1. Блэквилл Р., Харрис Дж. М. Война иными средствами. Геоэкономика и государственное регулирование. – М. : АСТ, 2017.

2. Карпунин В. И. Monte commune – восхождение долга. Генезис глобального системного противоречия «кредиторы – должники» // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2019. – № 2 (104). – С. 12–31.

3. Карпунин В. И., Новашина Т. С. Генезис глобального системного противоречия современной эпохи: о механизмах обеспечения национальной безопасности России // Социальная модернизация: российская специфика и некоторые уроки : монография / под ред. В. Д. Мамонтова, А. В. Саяпина. – Тамбов : ИД «Державинский», 2020. – С. 88–122.

4. Карпунин В. И., Новашина Т. С. Феноменология власти – генезис форм проявления глобального системного противоречия «кредиторы – должники» // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2017. – № 3 (94). – С. 3–18.

5. Катасонов В. Н. О границах науки. – М. : Познание, 2017.

6. Клейнер Г. Б. Системная парадигма в экономических исследованиях: новый подход // Цивилизация знаний: российские реалии : труды Восьмой научной конференции. Москва, 20–21 апреля 2007 г. – М. : РосНОУ, 2007. – С. 453–457.

7. Клейнер Г. Б. Современный университет как экосистема: институты междисциплинарного управления // Journal of Institutional Studies. – 2019. – № 11 (3). – С. 054–063.

8. Кони А. Ф. Присяжные заседатели // Собр. соч. : в 8 т. – Т. 1. Из записок судебного деятеля. – М. : Юридическая литература, 1966.

9. Корнаи Я. Системная парадигма // Вопросы экономики. – 2002. – № 4. – С. 4–22.

10. Ламберт И. Г. Феноменология, или Учение о видимости / пер. К. А. Волковой // Историко-философский ежегодник. – М. : Наука, 2006.

11. Маассен П. Парадокс в управлении университетом // Современный университет между глобальными вызовами и локальными задачами : сборник материалов VII Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования / под ред. Д. В. Козлова, Н. Г. Малошонок. – М. : ИД ВШЭ, 2016. – С. 30–40.

12. Торкунов А. В. Университет как часть национальной экономики // Вопросы экономики. – 2019. – № 12. – С. 111–122.

13. Чесноков В. И. Некоторые актуальные вопросы истории дореволюционных российских университетов // Российские университеты в XVIII–XX веках : сборник научных статей. – Вып. 6. – Воронеж : Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2002. – С. 141–146.

14. Blackwill R. D., Harris J. M. War by Other Means. Geoeconomics and Statecraft. – Cambridge, MA : The Belknap Press of Harvard University Press, 2016.

15. Novashina T. S., Karpunin V. I. Genesis of Global Systemic Contradiction of Modern Time // Revista Inclusiones. – 2020. – Vol. 7. – N 2. – P. 96–115.

16. Watson P. The German Genius: Europe’s Third Renaissance, the Second Scientific Revolution, and the Twentieth Century. – London : Simon & Schuster, 2010.


Рецензия

Для цитирования:


Карпунин В.И. Современная высшая школа России: проблемы и противоречия. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2021;18(2):21-33. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2021-2-21-33

For citation:


Karpunin V.I. Present Day Higher School in Russia: Challenges and Contradictions. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2021;18(2):21-33. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2021-2-21-33

Просмотров: 7745


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-2829 (Print)
ISSN 2587-9251 (Online)