Трансформация компетенций менеджера в условиях цифровой экономики
https://doi.org/10.21686/2413-2829-2021-2-142-151
Аннотация
В настоящее время цифровая экономическая среда все более глубоко проникает в различные отрасли и сферы экономической деятельности. Безусловно, цифровые преобразования касаются как внешней среды функционирования компаний, так и их внутренних бизнес-процессов. К внешним проявлениям цифровой трансформации относится появление таких бизнес-пространств, которые по своей сути рождены глобальными, т. е. они не относятся ни к закрепленной географической локации, ни к специфическому сегменту покупательской аудитории. Речь идет о формировании так называемых цифровых платформ – экосистем цифрового бизнеса, в которых имеют место быть участники разных профилей или направленностей коммерческой деятельности, таких как логистика, производство, финансы, маркетинг, продажи и др. В результате активного проявления внешних аспектов цифровой трансформации внутренние бизнес-процессы в подобных цифровых пространствах также подвержены изменениям. Эти изменения в некоторых случаях неизбежны в силу увеличивающейся конкуренции между компаниями внутри одной отрасли на уровне реализуемого ассортимента товаров и между смежными отраслями на уровне сервисов, которые определяют для клиентов ценность компании. В цифровой среде бизнеса классический процессный подход претерпевает значительные изменения в связи с трансформацией бизнес-моделей ведения бизнеса, изменившихся информационных возможностей, появления новых цифровых компетенций специалистов и технологического прорыва. Цель исследования – разработка компетентностной модели менеджера при принятии решений в условиях цифровой среды с учетом факторов, влияющих на процесс принятия решения, и современных методологий управления, таких, например, как Agile. В статье показаны условия проникновения цифровых преобразований в бизнес-среду современных компаний, определены факторы влияния цифровых преобразований на принятие решений в управлении в рамках процессного подхода, обоснованы возможности и угрозы оцифровки бизнес-процессов при принятии управленческих решений, выявлены новые компетенции, необходимые для эффективного функционирования бизнес-процессов. Авторами предложена комплексная модель принятия решений в цифровой бизнес-среде, позволяющая компаниям принимать наиболее результативные управленческие решения.
Об авторах
Ю. В. СягловаРоссия
Юлия Владимировна Сяглова, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и рекламы
119571, Москва, проспект Вернадского, д. 82
Т. П. Маслевич
Россия
Татьяна Петровна Маслевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления бизнес-процессами
119571, Москва, проспект Вернадского, д. 82
Список литературы
1. Белбин Р. М. Команды менеджеров. Как объяснить их успех или неудачу. – М. : Кивитс, 2012.
2. Концепция COSO «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности» (COSO ERM). – М. : ИВА, 2017.
3. Формирование цифровой экономики России. Вызовы, перспективы, риски. – М. : Алетейя, 2020.
4. Big data: The Next Frontier for Innovation, Competition, and Productivity. – McKinsey Global Institute, 2011. – Р. 29–33.
5. Syaglova Yu., Maslevich T., Minajeva N. New Challenges to the Management Decision Making Process in Digital Business Environment // Proceeding of International May Conference on Strategic Management – IMCSM20. September 25–27, 2020. – Bor, Serbia, 2020. – Issue XVI. – P. 33–41.
Рецензия
Для цитирования:
Сяглова Ю.В., Маслевич Т.П. Трансформация компетенций менеджера в условиях цифровой экономики. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2021;18(2):142-151. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2021-2-142-151
For citation:
Syaglova Yu.V., Maslevich T.P. Transformation of Manager Competences in Conditions of Digital Economy. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2021;18(2):142-151. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2021-2-142-151