Эстетический фактор потребительского восприятия и его роль в управлении конкурентоспособностью компании
https://doi.org/10.21686/2413-2829-2021-5-193-200
Аннотация
В статье раскрывается мысль о явном снижение интереса людей к потреблению одних и тех же товаров и услуг, особенно в условиях неопределенности, в частности пандемии коронавируса, когда человек существенно меньше заботится о чем-то внешнем, например, количестве своей одежды для посещения публичных мест. Появляется необходимость в большей степени, чем раньше, удовлетворения эстетических потребностей через различные инструменты и художественные объекты. Можно констатировать, что наблюдается возвращение к тем временам, когда в общественных зданиях, а также в метро можно увидеть подлинные произведения искусства, созданные не в спешке и по принципу «подешевле», а вполне полноценные. Весной 2021 г. нами было проведено анкетирование студенческой молодежи РЭУ им. Г. В. Плеханова и Гуманитарного колледжа РГГУ с целью выяснения той роли, которую может играть эстетическая (чувственная, эмоци-опальная) составляющая - арт-объект (в данном случае плакат) - на актуальную тему в условиях неопределенности - пандемии COVID-19. Результаты данного исследования показали, что на первый план выдвигается эстетическая ценность графики, которая должна быть увязана со специализацией торгового предприятия, его исторической значимостью и другими факторами. Автором показано, что наличие эстетических ценностей является мотивирующей платформой для повторных посещений магазина и, таким образом, его конкурентным преимуществом.
Об авторе
С. А. АфонскийРоссия
Афонский Сергей Александрович - член правления ОХГСИ Московского союза художников, член Правления Московского отделения ВТОО «Союз художников России», доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна РЭУ им. Г.В. Плеханова.
117997, Москва, Стремянный пер., д. 36.
Список литературы
1. Аакер Д., Смит Э. Эффект стрекозы: быстрые, эффективные и мощные способы использования социальных сетей для продвижения социальных изменений. - Jossey-Bass, 2010.
2. Барден Ф. Взрыв маркетинга. Наука о том, почему мы покупаем. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013.
3. Биркиншоу Дж., Лян-Хун Кэ Д., де Диего Э. Великий китайский замысел: четыре урока инноваций от WeChat // Harvard Business Review. - 2020. - 15 января.
4. Вессел Дж., Альтендорф Э., Швальм М., Канполат Й., Бургхардт К., Флемиш Ф. Самоопределение подталкивания: системная концепция взаимодействия человека с машиной. - London : Springer Nature, 2019.
5. Гилберт Д. Спотыкаясь о счастье = Stumbling On Happiness. - М. : Альпина Паблишер, 2015.
6. Динер Э., Динер М. Кросс-культурные корреляты удовлетворенности жизнью и самооценки // Журнал личности и социальной психологии. - 1995. - № 68 (4). - С. 653-663.
7. Канеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 4. - C. 31-42.
8. Коленда Н. Подробное руководство по эмоциональному маркетингу. - URL: https://www.nickkolenda.com/emotional-marketing/
9. Корст Дж., Уитлер К. Почему подход Джобса работает не для всех // Harvard Business Review. - 2020. - 17 января.
10. Мешков А. А., Афонский С. А. Управление конкурентоспособностью компании на основе факторов потребительского восприятия товаров и услуг // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2020. - Т. 17. - № 5 (113). -С. 162-168.
11. Пайн II Б. Дж., Гилмор Дж. Х. Экономика впечатлений. Работа - это театр, а каждый бизнес - сцена. - М. : Вильямс, 2005.
12. Сидорчук Р. Р., Скоробогатых И. И., Мешков А. А., Тультаев Т. А., Евсеева Д. Р. Ценностные ориентиры и потребительские предпочтения молодежной аудитории. - М. : Креативная экономика, 2017.
13. Талер Р. Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать. - М. : Эксмо, 2018.
14. Bagozzi R. P., Gopinath M., Nyer P. U. The Role of Emotions in Marketing // Journal of the Academy of Marketing Science. - 1999. - Vol. 27. - N 2. - Р. 184-206.
15. Kanev D., Terziev V. Behavioural economics: development, condition and perspectives // Sbornik dokladi ot godishna universitetska nauchna konferentsiya 1-2 yuni 2017 godina. Nauchno napravlenie "Sotsialni, stopanski i nauki". - Veliko Tarnovo, 2017. - S. 120-L138.
Рецензия
Для цитирования:
Афонский С.А. Эстетический фактор потребительского восприятия и его роль в управлении конкурентоспособностью компании. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2021;(5):193-200. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2021-5-193-200
For citation:
Afonsky S.A. Aesthetic Factor of Customer Perception and Its Role in Managing Company Competitiveness. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2021;(5):193-200. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2021-5-193-200