Маркетинговые манипуляции как способ трансформации потребительского поведения
https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-4-205-211
Аннотация
Для российских компаний, большинство из которых относительно недавно пришли к философии маркетинга, исследование феномена манипуляции потребительским поведением становится объективно значимой необходимостью, обеспечивающей успешное функционирование в условиях изменившегося, в том числе и вследствие пандемии, рынка. В настоящее время теория манипуляции потребительским поведением – теория управления, требующая новых подходов, влияющая и регулирующая формат, возможности и масштабы потребления товаров или услуг. Автор исследует манипуляцию как форму коммуникации с потребителем, акт взаимодействия и общения с ним, включающий комплекс приемов, позволяющих побудить его к покупке в момент неопределенности, выражающейся в неуверенности и сомнении выбора. В статье особое внимание уделяется рассмотрению наиболее значимых и эффективных техник воздействия на паттерны и предпочтения потребительского поведения, подчеркнута роль манипулятивных технологий, используемых маркетологами для трансформации потребительского поведения. Автор не только дает характеристику современным манипулятивным технологиям, но и отмечает возможные перспективы и целесообразность создания новых эффективных манипуляций для привлечения современного поколения digital natives, которое становится приоритетной целевой группой потребительского рынка.
Ключевые слова
Об авторе
А. А. ФедосенкоРоссия
Анна Александровна Федосенко - кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и инженерной экономики
44000, Ростовская область, Ростов-на-Дону, площадь Гагарина, д. 1
Список литературы
1. Баурина С. Б. Технологии разработки и позиционирования бренда // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2021. – Т. 18. – № 2 (116). – С. 160–169.
2. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – СПб. : Речь, 2003.
3. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб. : Питер, 2008.
4. Федосенко А. А. Манипуляция как инструмент маркетинговой коммуникации // Маркетинг в России и за рубежом. – 2021. – № 6. – С. 57–62.
5. Шендо М. В., Свиридова Е. В. Маркетинговые инструменты манипуляции потребительским сознанием // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2018. – № 3. – С. 110–118.
6. Юнг К. Г. Психологические типы. – М. : Академический проект, 2019.
Рецензия
Для цитирования:
Федосенко А.А. Маркетинговые манипуляции как способ трансформации потребительского поведения. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2022;(4):205-211. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-4-205-211
For citation:
Fedosenko A.A. Markeing Manipulations as Way of Customer Behavior Transformation. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2022;(4):205-211. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-4-205-211