Preview

Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова

Расширенный поиск

Понятие инновационного поведения в современной экономике

https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-5-69-83

Аннотация

Стремительное развитие инноваций и активное внедрение новых технологий в повседневную жизнь оказывают большое влияние на формирование поведенческих паттернов. Первостепенной целью развития инноваций является формирование у человека способностей и компетенций, позволяющих ему не только эффективно адаптироваться к непрерывным изменениям в окружающем его мире, но и становиться инициатором подобных изменений. В результате в современной экономической науке формируется понятие о новом типе поведения человека – инновационном. В статье дана характеристика основных особенностей данного феномена. Цели исследования – выявление источников инновационного поведения в экономике и подходов к его исследованию; определение факторов, обусловливающих склонность индивида к инновационному типу поведения; характеристика особенностей инновационного поведения в сферах производства и потребления. Для достижения указанных целей применяются методы описания и сравнительного анализа, индуктивный и генетический подходы. Авторами сделан вывод о двойственной природе инновационного поведения, преобладании индивидуально-личностной, а не коллективной его обусловленности. При этом изменение поведенческих паттернов характерно не только для индивидов, непосредственно участвующих в производстве и внедрении новых технологий, но и для потребителей последних. В заключение представлено обобщенное определение инновационного поведения с точки зрения экономической теории.

Об авторах

Е. А. Даниленко
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Екатерина Алексеевна Даниленко аспирантка кафедры философии и методологии экономики

119234, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 46



В. Н. Рогожникова
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Варвара Николаевна Рогожникова кандидат философских наук, доцент кафедры философии и методологии экономики

119234, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 46

 



Список литературы

1. Акбердина В. В., Василенко Е. В.Инновационная экосистема: теоретический обзор предметной области // Журнал экономической теории. – 2021. –№ 3. –С. 462–473.

2. Алехина Е. И., Парахина В. Н.Актуальность стимулирования инновационной компетентности управленческих кадров в посткризисных условиях функционирования отечественных предприятий // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2018. –№ 2 (65). –С. 55–62.

3. Аликперова Н. В.Поведение потребителей: современные реалии и глобальные тренды // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2019. –№ 4. –С. 46–51.

4. Батоврина Е. В. Мотивация инновационного поведения персонала // Государственное управление. Электронный вестник. – 2020. –№ 81. –С. 215–232.

5. Быкова Е. А.Личностные детерминанты инновационной деятельности педагогов и обучающихся // Мир науки, культуры, образования. – 2018. –№ 2 (69). –С. 395–399.

6. Ваулина Т. А.Современные подходы к определению понятия «инновационное поведение» // Вестник Томского государственного университета. – 2010. –№ 340. –С. 168–171.

7. Депутатова Е. Ю.Рационализация потребительского поведения в эпоху пандемии //Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. –№ 4-2. –С. 69–72.

8. Зверева А. О., Ильяшенко С. Б.Инновационные решения в торговле в контексте глобальных экономических процессов // Российское предпринимательство. – 2018. –Т. 19. –№ 3. –С. 609–618.

9. Исламутдинов В. Ф., Шангараев Р. Г.К вопросу о концепцииинновационного человека // Вопросы инновационной экономики. – 2011. –№ 4 (4). –С. 3–12.

10. Клочко В. Е., Галажинский Э. В.Инновационный потенциал личности: системноантропологический контекст // Вестник Томского государственного университета. – 2009. –№ 325. –С. 146–151.

11. Клочко В. Е., Галажинский Э. В.Исследование инновационного потенциала личности: концептуальные основания // Сибирский психологический журнал. – 2009. –№ 33. –С. 6–12.

12. Комарова В. С., Кукушкин С. Н.Мотивация персонала: опыт российских компаний //Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2022. – Т. 19. –№ 1 (121). –С. 84–93.

13. Лозина О. И., Рогожникова В. Н., Тутов Л. А.Модель творческого человека в современной экономике: опыт создания // Научные исследования экономического факультета :электронный журнал экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. – 2020. –Т. 12. –№ 4. –С. 7–20.

14. Молостова Н. Ю.Теоретико-методологические основания понятия «инновационное поведение» // Известия Самарскогонаучного центра РАН. – 2010. –№ 5-1. –С. 132–136.

15. Перевозчикова Н. А., Багдасарова Д. Г.Управление мотивацией инновационной деятельности персонала современных вузов // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. – 2019. –№ 1 (11). –С. 122–127.

16. Сухарев О. С.Психологические факторы в анализе инновационного поведения и экономического развития // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. – № 11 (314). –С. 2–11.

17. Толстякова О. В.Формирование системы развития человеческого капитала путем внедрения непрерывногообучения // Инновации и инвестиции. – 2021. –№ 6. –С. 65–67.

18. Трапицына Г. Н., Трапицын С. Ю.Детерминанты инновационного поведения педагогов // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. –№ 60-3. –С. 320–325.

19. Харланов А. С.Влияние пандемии COVID-19 на развитие креативных индустрий и изменение поведения потребителей // Инновации и инвестиции. – 2022. –№ 2. – С. 245–248.

20. Щиголев В. А.Динамика развития рынка доставки продуктов и товаров народного потребления за последние три года // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2021. –Т. 18. –№ 1 (115). –С. 166–172.

21. Amabile T.Motivating Creativity in Organizations: on Doing What You Love and Loving What You Do // California Management Review. – 1997. – Vol. 40. – N 1. – P. 39–58.

22. Amankwaa A., Susomrith P., Seet P-S. Innovative Behavior Among Service Workers and the Importance of Leadership: Evidence from an Emerging Economy // The Journal of Technology Transfer. – 2021. – Vol. 47 (8). – DOI: 10.1007/s10961-021-09853-6

23. Arthur W. B. Complexity Economics: A Different Framework for Economic Thought // Santa Fe Institute Working paper. – 2013.

24. Bani-Melhem S., Zeffane R., Albaity M. Determinants of Employees’ Innovative Behavior // International Journal of Contemporary Hospitality Management. – 2018. – Vol. 30. – N 3. – P. 1601–1620.

25. Chauhan V., Yadav R., Choudhary V. Analyzing the Impact of Consumer Innovativeness and Perceived Risk in Internet Banking Adoption: A Study of Indian consumers // International Journal of Bank Marketing. – 2019. – Vol. 37. – N 1. – P. 323–339.

26. Duradoni M., Di Fabio A.Intrapreneurial Self-Capital and Sustainable Innovative Behavior within Organizations // Sustainability. – 2019. – N 11 (2). – P. 322–332.

27. Dziallas M., Blind K. Innovation Indicators Throughout the Innovation Process: An Extensive Literature Analysis // Technovation. – 2019. – Vol. 80–81. – P. 3–29.

28. Edwards-Schachter M. The Nature and Variety of Innovation // International Journal of Innovation Studies. – 2018. – Vol. 2. – N 2. – P. 65–79.

29. Farrukh M., Ansari N. Y., Raza A., Meng F., Wang, H. High-performance work practices do much, but H.E.R.O does more: an empirical investigation of employees' innovative behavior from the hospitality industry // European Journal of Innovation Management. – 2021. – DOI: 10.1108/EJIM-11-2020-0448

30. He M., Lee J. Social Culture and Innovation Diffusion: a Theoretically Founded AgentBased Mode // Journal of Evolutionary Economics. – 2020. – N 30. – P. 1109–1149.

31. Iudin I., Kuzina L.Determinants of Employees’ Innovative Behavior in Russian Organizations // Higher School of Economics Research Paper № WP BRP 114/STI/2020. – 2020. – URL: https://www.hse.ru/data/2020/11/17/1367027956/114STI2020.pdf

32. Jose S., Mampilly S. Innovative Work Behavior: Propositions on Influence from Within and Without an Individual and Organizational Context // Asia-Pacific Journal of Management Research and Innovation. – 2017. – N 12. – P. 232–237.

33. Litchfield R. C., Karakitapoğlu-Aygün Z., Gumusluoglu L., Carter M., Hirst G. When Team Identity Helps Innovation and When It Hurts: Team Identity and Its Relationship to Team and Cross-Team Innovative Behavior // Journal of Product Innovation Management. – 2017. – N 35 (3). – P. 350–366.

34. Naranjo-Valencia J. C., Jimenez-Jimenez D., Sanz-Valle R.Organizational Culture and Radical Innovation: Does Innovative Behavior Mediate this Relationship? // Creativity and Innovation Management. – 2017. – N 26 (4). – P. 407–417.

35. Newman A., Tse H. H. M., Schwarz G., Nielsen I. The Effects of Employees’ Creative SelfEfficacy on Innovative Behavior: The Role of Entrepreneurial Leadership // Journal of Business Research. – 2018. – N 89. – P. 1–9.

36. Ruiu G., Breschi M. The Effect of Aging on the Innovative Behavior of Entrepreneurs // Journal of the Knowledge Economy. – 2019. – N 10. – P. 1784–1807.

37. Scott S. G., Bruce R. A. Determinants of Innovative Behaviour: A Path Model of Individual Innovation in the Workplace // Academy of Management Journal. – 1994. – N 37. – P. 580–607.

38. Su F., Zhang J. Proactive Personality and Innovative Behavior: A Moderated Mediation Model // Social Behavior and Personality: An International Journal. – 2020. – N 48 (3). – P. 1–12.

39. Valaskova K., Durana P., Adamko P.Changes in Consumers’ Purchase Patterns as a Consequence of the COVID-19 Pandemic // Mathematics. – 2021. – N 9 (15). – P. 1788.

40. West V. A., Farr J. L. Innovation at Work // Innovation and Creativity at Work: Psychological and Organizational Strategies. – Chichester, England : Wiley, 1990. – P. 3–13.

41. Yeoh Khar K., Sethela J., Rosli M. The Determinants of Innovative Work Behavior in the Knowledge Intensive Business Services Sector in Malaysia // Asian Social Science. – 2013. – Vol. 9. – N 15. – P. 47–59.

42. Yuan F., Woodman R. W.Innovative Behavior in the Workplace: The Role of Performance and Image Outcome Expectations // Academy of Management Journal. – 2010. – N 53. – P. 323–342.


Рецензия

Для цитирования:


Даниленко Е.А., Рогожникова В.Н. Понятие инновационного поведения в современной экономике. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2022;(5):69-83. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-5-69-83

For citation:


Danilenko E.A., Rogozhnikova V.N. The Idea of Innovation Behavior in Present Day Economy. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2022;(5):69-83. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-5-69-83

Просмотров: 482


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-2829 (Print)
ISSN 2587-9251 (Online)