Preview

Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова

Расширенный поиск

Формирование экосистемной модели бизнеса на основе дизайн-мышления

https://doi.org/10.21686/2413-2829-2023-6-234-242

Аннотация

Предметом настоящей статьи является исследование возможностей применения дизайн-мышления для построения эффективной экосистемной модели бизнеса. В качестве цели мы приняли необходимость рассмотрения трех основных областей формирования экосистемной бизнес-модели компании: потребители, партнеры и продукты/услуги. Мы считаем, что прототипирование названной модели организации бизнеса должно осуществляться по названным направлениям. В статье проанализирован генезис понятия дизайнмышления и рассмотрены особенности формирования экосистемной модели бизнеса на основе применения дизайн-мышления. Авторами исследован опыт формирования зарубежных и российских моделей экосистемного бизнеса, а также определены факторы его эффективности. Использование подходов проанализированных экосистемных компаний, по нашему мнению, является ключевым фактором успешного ведения бизнеса в современных условиях, характеризующихся ростом цифровизации и переключением поведенческих паттернов потребителей с офлайн- на онлайн-среду совершения сделок. Указанная трансформация поведения потребителей наблюдается уже несколько лет, однако особенно впечатляющее ускорение перехода к онлайн-экосистемам отмечено в период пандемии COVID-19 и в постпандемийный период. По мнению авторов статьи, использование дизайн-мышления, его методологических и инструментальных подходов позволит создавать интегрированные клиентоориентированные предложения, а также формировать новые потребительские ценности, особенно на начальных этапах разработки экосистемных бизнес-моделей. Успешность применения экосистемных бизнес-моделей проанализирована с помощью взвешенного по рыночной капитализации отечественных корпораций индекса RUSECO, демонстрировавшего устойчивую динамику к повышению вплоть до 2022 г. Приведенные авторами данные о рыночной капитализации зарубежных экосистемных компаний свидетельствуют в пользу предположения о целесообразности подобного подхода к созданию эффективных бизнес-моделей.

Об авторах

О. Е. Никонец
Брянский филиал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова
Россия

Олеся Евгеньевна Никонец - кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Ситуационного центра социально-экономического развития регионов России

241050, Брянск, ул. Бежицкая, д. 8



С. Г. Дмитриев
Брянский филиал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова
Россия

Сергей Геннадьевич Дмитриев - кандидат экономических наук, научный сотрудник Ситуационного центра социально-экономического развития регионов России

241050, Брянск, ул. Бежицкая, д. 8



Список литературы

1. Bahari N., Maniak R., Fernandez V. Ecosystem Business Model Design // XXIV Conférence Internationale de Management stratégique. – Paris, 2015. – P. 1–18.

2. Baxter R. K. The Forever Transaction: How to Build a Subscription Model So Compelling, Your Customers Will Never Want to Leave. – McGraw Hill, 2020.

3. Cross N. Design as a Discipline. Doctoral Education in Design // Foundations for the Future / ed. by D. Durling, K. Friedman. – Staffordshire, UK : Staffordshire University Press, 2000. – P. 93–100.

4. Cross N. Designerly Ways of Knowing // Design Studies. – 1982. – Vol. 3. – N 4. – P. 221–227.

5. Ferguson N. The Ascent of Money: A Financial History of the World : 10th Anniversary Edition. – Penguin Books, 2009.

6. Kim D. W., Lee Y. J. A Study on the Influence of Use Behavior, Contents, Functions, and Costs of N Screen Service on Satisfaction and Intention to Continue Use // Journal of Broadcast Engineering Society. – 2013. – Vol. 18 (5). – P. 749–757.

7. Madsen H. L. Business Model Innovation and the Global Ecosystem for Sustainable Development // Journal of Cleaner Production. – 2020. – Vol. 247. – P. 119102.

8. McCarthy D. M., Fader P. S., Hardie B. Valuing Subscription – Based Businesses Using Publicly Disclosed Customer Data // Journal of Marketing. – 2017. – Vol. 81 (1). – P. 17–35.

9. Plattner H., Meinel C., Leifer L. Design Thinking. – Springer, 2011.

10. Rittel H., Webber M. Dilemmas in a General Theory of Planning // Policy Sciences. – 1973. – N 4. – P. 155–169.

11. Schön D. The Reflective Practitioner: How Professionals Think in Action. – New York : Basic Books, 1983.

12. Seok C. J. An Empirical Study on the Use Intention to Subscription Economy Service [Extending Technology Acceptance Model with Perceived Enjoyment] // International Journal of Science and Research (IJSR). – 2020. – Vol. 7 (803). – P. 268–279.

13. Simon H. A. The Sciences of the Artificial. – Cambridge, Massachusetts : MIT Press, 1981.

14. Tzuo T. Subscribed: Why the Subscription Model Will be Your Company’s Future – and What to Do about It. – URL: https://www.zuora.com/2018/05/14/subscribed-subscriptionmodel-will-companys-future/

15. Weiller C., Neely A. Business Model Design in an Ecosystem Context. – URL: https://cambridgeservicealliance.eng.cam.ac.uk/system/files/documents/2013JunepaperBusinessModelDesigninEcosystemContext.pdf


Рецензия

Для цитирования:


Никонец О.Е., Дмитриев С.Г. Формирование экосистемной модели бизнеса на основе дизайн-мышления. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2023;(6):234-242. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2023-6-234-242

For citation:


Nikonets O.E., Dmitriev S.G. Building the Ecosystem Model of Business on the Basis of Design-Thinking. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2023;(6):234-242. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2023-6-234-242

Просмотров: 187


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-2829 (Print)
ISSN 2587-9251 (Online)