Preview

Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова

Расширенный поиск

Удовлетворенность трудом преподавателей высшей школы: современные подходы к оценке и приоритизация факторов

https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-2-178-192

Аннотация

Статья посвящена анализу факторов удовлетворенности трудом преподавателей вузов в период модернизации высшего образования. Цель исследования – раскрыть современные подходы к оценке удовлетворенности трудом преподавателей и оценить значимость отдельных факторов в общей системе отношения преподавателей вузов к своему труду. Выявление и приоритизация факторов удовлетворенности трудом основаны на использовании методов сравнительного, типологического анализа, а также матрицы Эйзенхауэра. Эмпирическую базу исследования составляют данные, полученные в ходе мониторинга экономики образовательной сферы, проводимого НИУ «Высшая школа экономики». В ходе исследования выделены характеристики удовлетворенности трудом преподавателей вузов, основанные на сопоставлении наиболее значимых для преподавателей ожиданий от работы в вузе и реализованных на практике возможностей, предоставляемых работой. Система факторов, обусловливающих удовлетворенность трудом преподавателей вузов, включает широкий спектр характеристик профессиональной деятельности, отражающих наиболее проблемные точки всей системы высшего образования. Значительный дисбаланс между ожиданиями и реальностью связан с такими аспектами, как стабильность заработка и занятости, профессиональный рост и карьера, возможность планирования своей работы. Выявленная приоритизация факторов удовлетворенности трудом имеет отчасти вынужденный характер. Хотя полностью компенсировать отсутствие удовлетворенности оплатой труда невозможно, реализуется процесс смягчения негативного влияния низкой оплаты за счет социальной значимости, возможностей профессионального развития и самореализации преподавателей в трудовой деятельности. Предложенная сегментация преподавателей по уровню удовлетворенности трудом может быть использована в системе внутривузовского менеджмента при разработке дифференцированной кадровой политики в высшей школе.

Об авторе

И. Ю. Ильина
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Ирина Юрьевна Ильина  доктор экономических наук, профессор,  профессор кафедры организационного  развития 

125047, Москва, Миусская площадь, д. 6



Список литературы

1. Борзова Т. В., Белов Н. Г. Особенности измерения удовлетворенности трудом через индикаторы вовлеченности и лояльности сотрудников // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – № 12-2. – С. 91–93.

2. Буреева Н. Н., Козлова М. С., Петрова И. Э., Тухватуллина М. А. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом работников вуза (по материалам социологического исследования) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2017. – № 3 (47). – C. 79–87.

3. Еремицкая И. А. Психологические особенности удовлетворенности трудом работников университета // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 5. – C. 50–54.

4. Ермакова А. Н. Условия формирования удовлетворенности персонала на современном предприятии // Парадигма. – 2019. – № 2. – С. 27–31.

5. Ефимова Г. З., Латышев А. С. Удовлетворенность трудом у работников высшего учебного заведения // Вопросы образования. – 2023. – № 1. – С. 72–108.

6. Зоркова В. А., Козлова В. Э. Технология оценки удовлетворенности трудом персонала современной организации // Вестник экономики, права и социологии. – 2022. – № 3. – С. 152–155.

7. Ильина И. Ю. Занятость и статусные характеристики преподавателей российских вузов // Социальная политика и социология. – 2017. – Т. 16. – № 5 (124). – С. 34–41.

8. Ильина И. Ю. Научно-педагогическая карьера преподавателя вуза: показатели карьерного роста и мотивация // Экономика образования. – 2020. – № 2 (117). – С. 51–58.

9. Ишмуратова Д. Ф. Удовлетворенность трудом как показатель реализации человеческого капитала // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 6-1. – C. 130–133.

10. Кольцова М. П., Тарасова М. И. Имитационное моделирование удовлетворенности трудом работников организаций // Инженерный вестник Дона. – 2018. – № 4 (51). – C. 143.

11. Крылова Н. Г. Факторы удовлетворенности трудом педагогов-репетиторов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2018. – № 1. – С. 32–35.

12. Литвинюк А. А., Жигун Л. А., Полевая М. В., Камнева Е. В. Применение теории мотивационного комплекса трудовой деятельности к анализу организационного поведения преподавателей вуза // Креативная экономика. – 2018. – № 2. – С. 215–226.

13. Лысова Е. А. Анализ подходов к понятию удовлетворенности трудом // Бюллетень науки и практики. – 2017. – № 12 (25). – C. 558–563.

14. Михалкина Е. В., Скачкова Л. С., Дюжиков С. А. Удовлетворенность трудом в академической сфере // Пространство экономики. – 2020. – № 3. – C. 160–181.

15. Полянская Н. М. Профессиональная мотивация научно-педагогических кадров как фактор социальной безопасности // Society and Security Insights. – 2022. – № 1. – С. 50–67.

16. Распопова А. С. Психологическая безопасность и удовлетворенность трудом преподавателя в условиях цифровизации образовательной среды вуза // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. – 2023. – № S2-1 (45). – С. 60–62.

17. Сардак Е. В. Удовлетворенность трудом в системе управления лояльностью персонала // Формула менеджмента. – 2019. – № 1 (8). – C. 13–17.

18. Слинков А. М., Слинкова О. К., Климова Т. Б. Статус, мотивация и удовлетворенность преподавателя высшей школы: размышления по результатам исследования // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2020. – № 3. – C. 3–13.

19. Спесивцева П. И., Бунькова И. П. Мотивация и удовлетворенность трудом педагогов с различной формой занятости // Человек. Общество. Наука. – 2023. – Т. 4. – № 1. – С. 36–46.

20. Стегний В. Н. Удовлетворенность преподавателей системой управления в вузе // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2015. – № 3. – C. 6–15.

21. Таганова Е. Н. Разработка программ повышения вовлеченности сотрудников компании в условиях организационных изменений // Наука и искусство управления / Вестник Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета. – 2020. – № 1-2. – С. 44–57.

22. Тарасенко Е. В., Польшакова И. Н. К вопросу теоретического анализа удовлетворенности сотрудниками условиями труда в организации // Sciences of Europe. – 2021. – № 71-2. – С. 52–54.

23. Удовлетворенность работой, карьерные стратегии и планы преподавателей российских вузов : информационный бюллетень / В. Н. Рудаков. – М. : НИУ ВШЭ, 2021. – (Мониторинг экономики образования; № 9).

24. Фомина А. В. Стрессоустойчивость и удовлетворенность трудом офисных сотрудников // Научный поиск: личность, образование, культура. – 2022. – № 2 (44). – С. 68–78.

25. Шпортько Ю. В. Система стимулирования и мотивации персонала в управлении проектами // Наука и искусство управления / Вестник Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета. – 2021. – № 3. – С. 18–28.

26. Юсупова С. М. Статистический анализ удовлетворенности трудом персонала в организации // Гуманитарный научный журнал. – 2020. – № 1. – C. 132–137.

27. Gad S., Nazarova T., Rzanova S., Makar S. Social Workers' Job Satisfaction in Public Institutions // SA Journal of Human Resource Management. – 2022. – Vol. 20. – P. 21–27.

28. Gębczyńska M., Kwiotkowska A. Conditions Affecting Employee Job Satisfaction in Polish Smes Qualitative Comparative Analysis // Humanities and Social Sciences Reviews. – 2019. – Vol. 7. – N 4. – P. 1214–1217.

29. Pagán R. Job Satisfaction and Domains of Job Satisfaction for Older Workers with Disabilities in Europe // Journal of Happiness Studies. – 2013. – Vol. 14. – N 3. – P. 861–891.

30. Shevchuk I. A., Melnikova T. B. Exogenous Model of Job Satisfaction // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. – 2020. – Vol. 13. – N 5. – P. 818–830.

31. Szymon T. D., Ingaldi M., Zhuravskaya M. Employees' Job Satisfaction and their Work PerFormanceas Elements Influencing Work Safety // System Safety: Human – Technical Facility – Environment. – 2020. – Vol. 2. – N 1. – P. 18–25.

32. Tahir S., Sajid S. M. Understanding the Job Satisfaction of Indian Academicians // Management and Labour Studies. – 2019. – Vol. 44. – N 4. – P. 369–393.

33. Tatsuse T., Sekine M. Explaining Global Job Satisfaction by Facets of Job Satisfaction: the Japanese Civil Servants Study // Environmental Health and Preventive Medicine. – 2011. – Vol. 16. – N 2. – P. 133–137.

34. Varshavskaya E. Ya., Podverbnykh U. S. Impact of Job Mismatches Onjob Satisfaction and Turnover Intention: Case of Russia // Russian Management Journal. – 2023. – Vol. 21. – N 1. – P. 115–132.

35. Zavyalova E., Kucherov D. Relationship between Organizational Culture and Job Satisfaction in Russian Business Enterprises // Human Resource Development International. – 2010. – Vol. 13. – N 2. – P. 225–235.


Рецензия

Для цитирования:


Ильина И.Ю. Удовлетворенность трудом преподавателей высшей школы: современные подходы к оценке и приоритизация факторов. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2025;(2):178-192. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-2-178-192

For citation:


Ilina I.Yu. Labour Satisfaction of University Lecturers: Current Approaches to Assessment and Prioritization of Factiors. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2025;(2):178-192. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-2-178-192

Просмотров: 59


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-2829 (Print)
ISSN 2587-9251 (Online)