Управление поставками на рынке доставки на «последней миле» в сфере товаров повседневного спроса
https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-2-267-276
Аннотация
В представленной статье авторами рассмотрена проблема управления поставками компании в сфере продажи товаров повседневного спроса (Fast-Moving Consumer Goods) в сети Интернет на финальном этапе доставки («последняя миля»). Эмпирический анализ данных рынка онлайн-продажи товаров повседневного спроса за 2022–2023 гг. подтвердил наличие сезонных пиков спроса и влияние внешних факторов, таких как праздничные периоды и погодные условия. Показано, что колебания спроса способны поставить компанию перед сложным выбором, чреватым потерей части спроса, ухудшением репутации компании относительно конкурентов рынка, ростом затрат и упущенных продаж в обороте продукции. Обосновываются особенности этой деятельности, не позволяющие напрямую использовать в ней существующие разработки в сфере логистики, менеджмента, онлайн-маркетинга и т. д. Приведен обзор существующих подходов к проблеме, а также проанализирован спектр причин, вызывающих колебания в потребности на услуги доставки товаров повседневного спроса. Предложена классификация современных инструментов управления (алгоритмические, инфраструктурные и отношенческие), воздействующих на текущую величину спроса, организацию поставок или потребительские привычки. Раскрыты плюсы, минусы и ситуации применения этих инструментов.
Об авторах
Д. А. ПороховникРоссия
Дмитрий Аркадьевич Пороховник аспирант кафедры математического моделирования информационных технологий
117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
И. Г. Каменев
Россия
Иван Георгиевич Каменев кандидат экономических наук, доцент кафедры математического моделирования информационных технологий
117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
Список литературы
1. Андерсен Д. А. Стратегическое поведение российских компаний на рынке e-grocery // Научные исследования экономического факультета : электронный журнал. – 2023. – Т. 15. – Вып. 2. – С. 28–46.
2. Вирячева Е. В., Трейман М. Г. Тренды и перспективы развития логистики в интернетторговле на примере доставки на «последней миле» маркетплейсов // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2023. – № 3. – С. 82–87.
3. Жевтун И. Ф., Белова Е. А. SWOT-анализ как метод стратегического планирования деятельности транспортно-логистической компании // Вестник Академии знаний. – 2023. – № 1 (54). – С. 103–106.
4. Караваева Е. Д. Планирование логистических затрат при реализации товаров через маркетплейс // Креативная экономика. – 2020. – Т. 14. – № 4. – С. 587–598.
5. Куленцан А. Л., Марчук Н. А. Тенденции развития розничной торговли пищевыми продуктами // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». – 2020. – Т. 6. – № 2. – С. 235–243.
6. Левина А. Б., Якунина Ю. С., Коновалова Т. Е. Применение методов прогнозирования в закупочной логистике торговых предприятий // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». – 2022. – Т. 16. – № 2. – С. 165–173.
7. Минаков А. В. Перспективы развития интернет-торговли и интернет-магазинов в России // Теория и практика общественного развития. – 2023. – № 6. – С. 143–152.
8. Чернухина Г. Н., Ермоловская О. Ю. Развитие дарксторов как конкурентоспособной формы доставки товаров // Современная конкуренция. – 2021. – Т. 15. – № 4. – С. 50–59.
9. Abdollahi M., Yang X., Nasri M. I., Fairbank M. Demand Management in Time-Slotted LastMile Delivery Via Dynamic Routing with Forecast Orders // European Journal of Operational Research. – 2023. – Vol. 309. – Issue 2. – P. 704–718.
10. Li C. Commodity Demand Forecasting Based on Multimodal Data and Recurrent Neural Networks for E-commerce Platforms // Intelligent Systems with Applications. – 2024. – Vol. 22.
11. Pahwa A., Jaller M. Assessing Last-Mile Distribution Resilience under Demand Disruptions // Transportation Research. Part E: Logistics and Transportation Review. – 2023. – Vol. 172. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1366554523000546?via%3Dihub
12. Waßmuth K., Köhler Ch., Agatz N., Fleischmann M. Demand Management for Attended Home Delivery – A Literature Review // European Journal of Operational Research. – 2023. – Vol. 311. – Issue 3. – P. 801–815.
Рецензия
Для цитирования:
Пороховник Д.А., Каменев И.Г. Управление поставками на рынке доставки на «последней миле» в сфере товаров повседневного спроса. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2025;(2):267-276. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-2-267-276
For citation:
Porokhovnik D.A., Kamenev I.G. Managing Supply on Market of ‘Last Mile’ Delivery in Sphere of Fast-Moving Consumer Goods. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2025;(2):267-276. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-2-267-276