Preview

Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова

Расширенный поиск

Маркетинговыe исследования: история становления индустрии

https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-3-270-278

Аннотация

Статья посвящена изучению институционализации маркетинговых исследований в США. Выделены три этапа в истории этого процесса: зарождение индустрии (1880–1900-е гг.), когда были зафиксированы первые маркетинговые исследования рекламных агентств и академических ученых; становление (1910–1920-е гг.), период организации исследовательских отделов внутри различных организаций, а также специализированных исследовательских компаний, важными характеристиками которого являются накопление пула профессиональных публикаций и создание первых профессиональных объединений; формализация (1930– 1940-е гг.), когда исследования рынка стали привычной бизнес-практикой, а внутри исследовательского корпуса был осуществлен серьезный методологический рывок, определивший современные стандарты и практики исследовательской деятельности. Автором названы ведущие деятели в области маркетинговых исследований на каждом из этапов, чей вклад в развитие индустрии позволяет называть их отцами-основателями. Сделан вывод о решающем значении для развития индустрии идеи научного маркетинга. Привлечение представителей академического сообщества (психологов, социологов, экономистов и др.) повысило качество и эффективность маркетинговых исследований, а также легитимизовало их статус в бизнес-практике.

Об авторе

Д. Г. Цыбикова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Дарима Гомбожаповна Цыбикова кандидат социологических наук, доцент кафедры прикладной социологии 

125047, Москва, Миусская площадь, д. 6



Список литературы

1. Докторов Б. З. Отцы-основатели: история изучения общественного мнения. – М. : Центр социального прогнозирования, 2006.

2. Докторов Б. З. Реклама и опросы общественного мнения в США. История зарождения. Судьбы творцов. – М. : Центр социального прогнозирования, 2008.

3. Каримов Ф. П. Эволюция и перспективы маркетинговых исследований // Маркетинг в России и за рубежом. – 2019. – № 4. – С. 13–25.

4. Хопкинс К. Научная реклама. – М. : Эксмо, 2010.

5. Черчилль Г. А., Якобуччи Д. Маркетинговые исследования. – 8-е изд. : пер. с англ. – СПб. : Нева, 2004.

6. Bartels R. The History of Marketing Thought. 1976 : 2nd edition. Highlights selected by Dr. Hermans. – URL: https://www.healthedpartners.org/ceu/hm/a02history_of_marketing_thought_by_bartels_hermans.pdf (дата обращения: 18.03.2024).

7. Consumer Engineering, 1920s–1970s: Marketing between Expert Planning and Consumer Responsiveness / edited by J. Logemann, G. Cross, I. Köhler. – London : Palgrave Macmillan, 2019.

8. Lockley L. C. Notes on the History of Marketing Research // Journal of Marketing. – 1950. – Vol. 14. – P. 733–736.

9. Malherek J. Free-Market Socialists. European Émigrés Who Made Capitalist Culture in America, 1918–1968. – Budapest : Central European University Press, 2022.

10. Quarterly Publications of the American Statistical Association. – 1920. – Vol. 17. – No. 129. – Р. 126–128. – (Classic Reprint).

11. Sheatsley P. B. A Meeting Place. The History of American Association for Public Opinion Research. – AAPOR, 1992.

12. The Rise of Marketing and Market Research / edited by H. Berghoff, P. Scranton, U. Spiekermann. – London : Palgrave Macmillan, 2012.


Рецензия

Для цитирования:


Цыбикова Д.Г. Маркетинговыe исследования: история становления индустрии. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2025;(3):270-278. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-3-270-278

For citation:


Tsybikova D.G. Marketing Research: History of Industry Development. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2025;(3):270-278. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-3-270-278

Просмотров: 34


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-2829 (Print)
ISSN 2587-9251 (Online)