Оценка влияния инициатив по достижению баланса между работой и личной жизнью на удовлетворенность преподавателей в академических учреждениях Узбекистана
https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-4-178-187
Аннотация
Баланс между работой и личной жизнью (WLB) признается критически важным фактором, влияющим на благополучие и производительность академического персонала. Характер академических обязанностей, включая административные, преподавание, исследования, часто приводит к стрессу и выгоранию, что отрицательно сказывается на удовлетворенности работой и показателях удержания. В статье рассматриваются различные инициативы, направленные на повышение WLB в академических учреждениях, с акцентом на гибком графике, возможности удаленной работы, комплексных программах оздоровления, политике, благоприятной для семьи, и поддерживающей практике отпусков. Данные исследований показывают, что гибкие рабочие графики, такие как регулируемые часы и гибридные модели, значительно улучшают моральный дух и вовлеченность преподавателей. Кроме того, программы оздоровления, направленные на физическое и психическое здоровье, способствуют повышению устойчивости рабочей силы. Политика, благоприятная для семьи, включая продленный отпуск по уходу за ребенком и поддержку ухода за детьми, способствует созданию инклюзивной среды, в то время как адекватная политика отпусков побуждает преподавателей уделять первоочередное внимание заботе о себе. Результаты исследования подчеркивают важность институциональной приверженности инициативам WLB как стратегическому подходу к формированию здорового и продуктивного академического сообщества. Отдавая приоритет этим инициативам, учебные заведения могут смягчить неблагоприятные последствия стресса на рабочем месте, повысить удовлетворенность преподавательского состава и в конечном итоге улучшить результаты обучения.
Об авторе
М. А. КаюмоваУзбекистан
Муборак Абзаловна Каюмова - докторант кафедры региональной экономики и управления Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека.
248000, Ташкент, Университетская ул., д. 4
Список литературы
1. Bakker A. B., Demerouti E. Job Demands–Resources Theory: Taking Stock and Looking Forward // Journal of Occupational Health Psychology. – 2017. – Vol. 22 (3). – P. 273–285.
2. Braun V., Clarke V. Using Thematic Analysis in Psychology // Qualitative Research in Psychology. – 2006. – Vol. 3 (2). – P. 77–101.
3. Cohen S., Janicki-Deverts D., Miller G. E. Psychological Stress and Disease // JAMA. – 2021. – Vol. 298 (14). – P. 1685–1687.
4. Creswell J. W., Plano Clark V. L. Designing and Conducting Mixed Methods Research. – 3rd edition. – Thousand Oaks, CA : SAGE Publications, 2018.
5. Flick U. An Introduction to Qualitative Research. – 6th edition. – London : SAGE Publications, 2018.
6. Gajendran R. S., Harrison D. A. The Good, the Bad and the Unknown about Telecommuting: Meta-Analysis of Psychological Mediators and Individual Consequences // Journal of Applied Psychology. – 2007. – Vol. 92 (6). – P. 1524–1541.
7. Hill E. J., Ferris M., Märtinson V. Does it Matter Where You Work? A Comparative Study of How Flexibility and Control Affect Work–Family Conflict // Journal of Family Issues. – 2008. – Vol. 29 (6). – P. 861–887.
8. Kahn R. L. et al. Work and Family: The Role of Work and Family Conflict // Journal of Organizational Behavior. – 2019. – Vol. 40 (5). – P. 489–502.
9. Kelliher C., Anderson D. Doing more with less? Flexible Working Practices in a Downsizing Context // The International Journal of Human Resource Management. – 2010. – Vol. 21 (9). – P. 1503–1520.
10. Kirk S. A., Belovics R. The Impact of Work-Life Balance Policies on Employee Well-Being: a Qualitative Study // Journal of Higher Education Policy and Management. – 2022. – Vol. 44 (3). – P. 273–289.
11. Mason M. A., Wolfinger N. H., Goulden M. Do Babies Matter? Gender and Family in the Ivory Tower. – Rutgers University Press, 2013.
12. McNair S., Hersch E., DeLeo J. Job Satisfaction Among Faculty: a Comprehensive Study // Journal of Educational Administration. – 2020. – Vol. 58 (5). – P. 587–605.
13. O’Meara K., et al. Faculty Careers and Work-Life Balance: The Impact of Institutional Policies // Change: The Magazine of Higher Learning. – 2015. – Vol. 47 (6). – P. 28–34.
14. Podsakoff P. M., MacKenzie S. B., Lee J.-Y., Podsakoff N. P. Common Method Biases in Behavioral Research: a Critical Review of the Literature and Recommended Remedies // Journal of Applied Psychology. – 2020. – Vol. 105 (3). – P. 323–354.
15. Publication Manual of the American Psychological Association. – 7th edition. – Washington, DC, 2020.
16. Renaud S., et al. The Role of Workplace Health Promotion Programs in the Management of Work-Life Balance // International Journal of Workplace Health Management. – 2016. – Vol. 9 (3). – P. 350–365.
Рецензия
Для цитирования:
Каюмова М.А. Оценка влияния инициатив по достижению баланса между работой и личной жизнью на удовлетворенность преподавателей в академических учреждениях Узбекистана. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2025;(4):178-187. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-4-178-187
For citation:
Kayumova M.A. Assessing the Impact of Initiatives Aimed at Attaining Work-Life Balance on Lecturers’ Satisfaction in Academic Institutions in Uzbekistan. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2025;(4):178-187. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-4-178-187