Современная волна концептуального пересмотра представлений о цели бизнеса
https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-5-243-253
Аннотация
В статье рассмотрены особенности современной волны концептуального переосмысления сложившихся представлений о цели бизнеса, обусловленные происходящими парадигмальными изменениями в бизнес-среде. Показано, что пересмотр устаревших представлений сегодня связывается с рассмотрением корпоративной цели как концептуальной основы разработки теоретических описаний механизмов формирования устойчивого конкурентоспособного развития организации, исходя из ее сложной связи с обществом и природой. Произошедший в последнее десятилетие сдвиг в зарубежных исследованиях корпоративного управления привел к доминированию подходов, основанных на признании необходимости фундаментального изменения взгляда на природу фирмы и ее цель. При этом указывается на важность интерпретации корпоративной цели как выходящей за рамки прибыли и связанной с построением механизмов устойчивого конкурентоспособного развития на основе создания общей ценности, которая соответствует общему благу и приносит пользу организации и всем заинтересованным сторонам. Предложенная автором перспектива в русле происходящих перемен в понимании корпоративной цели исходит из отказа от трактовки прибыли как главной цели бизнеса. В то же время данная перспектива способствует выходу на новый уровень исследования цели организации и корпоративного управления на основе учета двойственного характера экономических ценностей и интересов индивидуальных и коллективных субъектов экономики. Разработанный подход акцентирует внимание на том, что, в отличие от прибыли, добавленная стоимость организации выступает обобщенным показателем ее вклада в производство стоимости национального продукта и является специфическим целевым ориентиром, объединяющим и мотивирующим все заинтересованные стороны. В связи с этим возникает возможность формирования конкурентоспособных бизнес-моделей с высокой добавленной стоимостью, адекватных настоящим реалиям.
Ключевые слова
Об авторе
Е. В. БирюковРоссия
Евгений Витальевич Бирюков, кандидат экономических наук, доцент
Уфимская высшая школа экономики и управления
450062; ул. Космонавтов, д. 1; Республика Башкортостан; Уфа
Список литературы
1. Аристотель. Соч. : в 4 т. – Т. 4. – М.: Мысль, 1984.
2. Благов Ю. Е. Эволюция КСО и теория стратегического управления // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. – 2011. – № 1. – С. 3–26.
3. Благов Ю. Е. ESG: трансформация интерпретаций // Российский журнал менеджмента. – 2024. – № 2 (22). – С. 289–301.
4. Бирюков Е. В. Теории современного предприятия: новые направления развития // Экономическое возрождение России. – 2022. – № 4 (74). – С. 121–131.
5. Короткевич Л. М., Барсуков А. А. Добавленная стоимость как критерий эффективности производственного процесса в промышленности // Наука и техника. – 2016. – № 6 (15). – С. 536–545.
6. Aust l., Cooke F. L., Muller-Camen M., Wood G. Achieving Sustainable Development Goals Through Common-Good HRM: Context, Approach and Practice // German Journal of Human Resource Management. – 2024. – Vol. 38 (2). – P. 93–110.
7. Basu S. Corporate Purpose: Why It Matters More Than Strategy. – New York: Taylor & Francis, 1999.
8. Bansal P., Song H-C. Similar but Not the Same: Differentiating Corporate Sustainability from Corporate Responsibility // Academy of Management Annals. – 2017. – Vol. 11 (1). – P. 105–149.
9. Bart C. K., Baetz M. C. The Relationship between Mission Statements and Firm Performance: an Exploratory Study // Journal of Management Studies. – 1998. – Vol. 35 (6). – P. 823–853.
10. Bartlett C. A., Ghoshal S. Changing the Role of Top Management: Beyond Strategy to Purpose // Harvard Business Review. – 1994. – Vol. 72 (6). – P. 79–88.
11. Brosch N. Corporate Purpose: From a ‘Tower of Babel’ Phenomenon Towards Construct Clarity // Journal of Business and Economics. – 2023. – Vol. 93. – P. 567–595.
12. Bunderson J. S., Thakor A. V. Higher Purpose, Banking and Stability // SSRN Electronic Journal. – 2021. – January.
13. Busch T., Barnett M. L., Burritt R. L. et al. Moving Beyond the Business Case: How to Make Corporate Sustainability Work // Business Strategy and the Environment. – 2024. – Vol. 33 (2). – P. 776–787.
14. Crilly D., Ni N., Jiang Y. Do-no-Harm Versus Do-Good Social Responsibility: Attributional Thinking and the Liability of Foreignness // Strategic Management Journal. – 2016. – Vol. 37 (7). – P. 1316–1329.
15. Davis G. F. A New Finance Capitalism? Mutual Funds and Ownership Re-concentration in the United States // European Management Review. – 2008. – Vol. 5. – P. 11–21.
16. Drucker P. F. Management: Tasks, Responsibilities, Practices. – New York: Truman Talley Books, 1986.
17. Freeman R. E., Ginena K. Rethinking the Purpose of the Corporation: Challenges from Stakeholder Theory // Notizie Di Politeia. – 2015. – Vol. 31 (117). – P. 9–18.
18. Freeman R. E. The New Story of Business: Towards a More Responsible Capitalism // Society and Business Review. – 2017. – Vol. 122 (3). – P. 449–465.
19. Friedman M. The Social Responsibility of Business is to Increase Its Profits // New York Times Magazine. – 1970. – N 13. – P. 32–33.
20. Gartenberg C., Prat A., Serafeim G. Corporate Purpose and Financial Performance // Organization Science. – 2019. – Vol. 30 (1). – P. 1–18.
21. Harrison J. S., Phillips R. A., Freeman R. E. On the 2019 Business Roundtable “Statement on the Purpose of a Corporation” // Journal of Management. – 2019. – N 46. – P. 1223–1237.
22. Hollensbe E., Wookey C., Hickey L., George G., Nichols C. V. Organizations with Purpose // Academy of Management Journal. – 2014. – Vol. 57 (5). – P. 1227–1234
23. Hsieh N-H., Meyer M., Rodin D., Klooster J. V. The Social Purpose of Corporations // Journal of the British Academy. – 2018. – N 6. – P. 49–73.
24. Jimenez D., Franco I. B., Smith T. A. Review of Corporate Purpose: An Approach to Actioning the Sustainable Development Goals (SDGs) // Sustainability. – 2021. – N 13. – P. 3899.
25. Mayer C. The Future of the Corporation: Towards Humane Business // Journal of the British Academy. – 2018. – N 6. – P. 1–16.
26. Mayer C. The Future of the Corporation and the Economics of Purpose // Journal of Management Studies. – 2021. – Vol. 58 (3). – P. 887–901.
27. Millstein I., Gordon J., Gilson R., Mayer C., Bresnahan K., Lipton M. Session I: Corporate Purpose and Governance // Journal of Applied Corporate Finance. – 2019. – N 31. – P. 10–25.
28. Munro V. CSR for Purpose, Shared Value and Deep Transformation. – Bingley: Emerald Publishing Limited, 2020.
29. Porter M. E., Kramer M. R. Creating Shared Value // Managing Sustainable Business. – Berlin/Heidelberg, Germany : Springer, 2019. – P. 323–346.
30. Rüegg-Stürm J., Grand S. Das St. Galler Management-Modell: Management in Einer Komplexen Welt. – Bern: Haupt, 2019.
31. Stout L. A. The Shareholder Value Myth: How Putting Shareholders First Harms Investors, Corporations and the Public. – San Francisco: Berrett-Koehler, 2012.
32. Van Ingen R., Peters P., De Ruiter M., Robben H. Exploring the Meaning of Organizational Purpose at a New Dawn: The Development of a Conceptual Model through Expert Interviews // Frontiers in Psychology. – 2021. – N 12. – P. 675543.
33. Wolf M., Mair J. Purpose, Commitment and Coordination around Small Wins: a Proactive Approach to Governance in Integrated Hybrid Organizations // Voluntas. – 2019. – Vol. 30 (3). – P. 535–548.
Рецензия
Для цитирования:
Бирюков Е.В. Современная волна концептуального пересмотра представлений о цели бизнеса. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2025;(5):243-253. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-5-243-253
For citation:
Biryukov E.V. Current Wave of Conceptual Revision of Business Goal Ideas. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2025;(5):243-253. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-5-243-253