Инновации в подготовке специалистов для креативных индустрий в системе высшего образования
https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-5-61-67
Аннотация
В статье рассмотрены актуальность, роль и значение, а также содержание инноваций в процессе подготовки специалистов для креативных индустрий в системе высшего образования, среди которых совершенствование онлайн-обучения по направлениям подготовки на основе цифровых технологий (например, анализ цифровых двойников бизнеса, развитие геймифицированных методов обучения в цифровой среде, погружение в виртуальную реальность бизнес-практики); развитие образовательных технологий на основе интенсивного использования нейросетей и искусственного интеллекта (прежде всего генеративного); новые методы взаимодействия с работодателями в рамках профориентации, проведения стажировок, организации мест практики на основе инновационных платформенных решений; использование в процессе обучения цифровых инструментов по сбору и обработке больших данных и др. Сформулированы предложения по эффективному управлению инновациями в процессе подготовки специалистов в российской высшей школе: разработка новых или модифицированных дисциплин, например, таких, как «Генеративный искусственный интеллект», «Нейросети», «Разработка и внедрение нейроинтерфейсов», «Аддитивные технологии по созданию многомерных объектов», «Метавселенные» и др.; интенсификация повышения квалификации или переобучение профессорско-преподавательского состава кафедр и факультетов в системе высшего образования на основе различных тренингов и дополнительных профессиональных программ; пристальное внимание к повышению степени взаимодействия с работодателями, деловыми партнерами и другими стейкхолдерами. Все это вместе взятое позволит значительно модернизировать образовательные технологии в высшей школе и обеспечить высокую конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда в креативных индустриях.
Об авторе
С. В. ПанасенкоРоссия
Светлана Викторовна Панасенко, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна
109992, Москва, Стремянный пер., д. 36.
Список литературы
1. Зубко Д. В., Калюжная С. Е., Клюев Ю. В., Тараканова Т. С. Университетское медиаобразование в цифровую эпоху: методы и практики подготовки будущих специалистов коммуникативных профессий // Перспективы науки и образования. – 2023. – № 3 (63). – С. 585–602.
2. Мазунина Т. А. Возможности развития социальных инициатив у студентов в процессе обучения в вузе // Университет предпринимательского типа в контексте устойчивого развития : сборник материалов IV межфилиальной Международной научной конференции Брянского филиала РЭУ им. Г. В. Плеханова, 29 октября 2024 года. – М. : Русайнс, 2024. – С. 173–177.
3. Мазунина Т. А., Панасенко С. В. Роль и значение профессиональных стандартов в подготовке специалистов по направлениям «Торговое дело» и «Товароведение» // Современные инновационные образовательные технологии в информационном обществе : материалы XIV Международной научно-методической конференции, 20–29 марта 2022 года. – Пермь : Пермский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2022. – С. 97–103.
4. Малыгина О. П., Архангельская Е. А. Опережая события: технология обучения будущих специалистов по рекламе и пиар-работе с нейросетями // Высшая школа: научные исследования : материалы межвузовского Международного конгресса, 13 октября 2023 года. – Т. 2. – М. : Инфинити, 2023. – С. 44–52.
5. Мягкова Е. А. Совершенствование образовательного процесса в высшей школе на основе внедрения инновационных технологий // Наука и Образование. – 2023. – Т. 6. – № 1. – URL: https://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/5395/5603
6. Панасенко С. В., Петровская Ф. Р. Трансформация модели дуального обучения с использованием цифровых возможностей метавселенных // Современные инновационные образовательные технологии в информационном обществе : cборник статей XVI Международной научно-методической конференции, 20–29 марта 2024 года. – Пермь : Пермский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2024. – С. 143–149.
7. Панасенко С. В., Хисяметдинова Э. Ш. Совершенствование междисциплинарного обучения в высшей школе в условиях цифровой экономики // Современные инновационные образовательные технологии в информационном обществе : cборник статей XVI Международной научно-методической конференции, 20–29 марта 2024 года. – Пермь : Пермский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2024. – С. 137–143.
8. Холманских В. В. Инновационные образовательные технологии в вузах: обновление подготовки специалистов // Современные технологии в российской и зарубежных системах образования : cборник статей XIV Международной научно-практической конференции, 14–15 апреля 2025 года. – Пенза : Пензенский государственный аграрный университет, 2025. – С. 515–518.
9. Kaliyeva A. B., Yelmuratov G. Zh., Yelmuratova B. Zh., Kulumbayeva M. Zh. Distance Lerning as an Innovative Educational Technology // Intellect, Idea, Innovation. – 2023. – N 4. – P. 164–171.
10. Prokopets E. V. Professional Development of Teaching Staff in the Field of Innovative Educational Technologies // Bulletin of the Innovative Eurasian University. – 2024. – N 4 (96). – P. 12–19.
11. Sadykova A. K., Alzhanova A. O., Suleimenova Zh. A., Kochkonbayeva S. I. Social Partnership Role in Education Modernization: a Case Study on Kyrgyzstan and Kazakhstan // Bulletin of Osh State University. – 2024. – N 1. – P. 108–119.
Рецензия
Для цитирования:
Панасенко С.В. Инновации в подготовке специалистов для креативных индустрий в системе высшего образования. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2025;(6):61-67. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-5-61-67
For citation:
Panasenko S.V. Innovations in Training Specialists for Creative Industries in the Higher Education System. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2025;(6):61-67. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-5-61-67





















