Проблемы коммерциализации инноваций в России и пути их преодоления на современном этапе развития экономики


https://doi.org/10.21686/2413-2829-2020-2-32-41

Полный текст:




Аннотация

В последние десятилетия возрастает роль инноваций в развитии российской и зарубежной экономики. Инновационный рост происходит практически во всех областях мировой экономики, в том числе и в России.

Устойчивое развитие экономических систем в настоящее время зависит от внедрения результатов интеллектуальной деятельности в производство. Возникает насущная потребность в коммерциализации инноваций.

В статье обозначены некоторые проблемы коммерциализации инноваций, возникающие в последние годы в России и рассмотренные в научной литературе. Автор предлагает свою трактовку понятий инновационной платформы и инновационной стратегии, дает классификацию основных форм инновационного процесса, а также приводит примеры стран, успешно осуществляющих коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности. Приведена систематизация материала по определению подходов к коммерциализации результатов инновационных научных исследований в мировой практике, даны практические рекомендации по управлению данным процессом. Сделаны выводы о значении коммерциализации инноваций на микро- и макроуровнях экономики, о влиянии государственной политики на формирование модели коммерциализации результатов научно-технической деятельности в России. Автор обосновывает дальнейшие перспективы управления процессом коммерциализации разработок, указывая на их положительное влияние на экономическое развитие государства.


Об авторе

Н. В. Баринова
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Россия

Баринова Наталья Владимировна - кандидат экономических наук, главный специалист отдела научных мероприятий и защиты интеллектуальной собственности РЭУ им. Г.В. Плеханова.

117997, Москва, Стремянный пер., д. 36.



Список литературы

1. Аввакумов А. А. Коммерциализация инноваций на основе государственно-частного партнерства // Управление экономическими системами : электронный научный журнал. – 2018. – № 9 (115).

2. Анисимов Ю. П. Сущность и методы коммерциализации инноваций // Экономинфо. – 2017. – № 3. – С. 47–50.

3. Баринова Н. В. Управление инновациями в России: проблемы и перспективы // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2018. – № 5 (101). – С. 11–19.

4. Баринова Н. В., Назарова Т. Н. Теоретические подходы к коммерциализации инноваций // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2018. – № 4. – С. 49–59.

5. Бойко А. Э., Шушунова Т. Н. Статистический анализ инновационной деятельности российских предприятий // Вестник Российского химико-технологического университета имени Д. И. Менделеева: Гуманитарные и социально-экономические исследования. – 2018. – Т. 2. – № 9. – С. 91–97.

6. Большакова Д. С. Экономика знаний и модель инновационного развития // Экономика и социум. – 2016. – № 3 (22). – С. 180–183.

7. Ворошин Е. А. Модель инновационного процесса в условиях перехода к постиндустриальной экономике // Актуальные проблемы экономики и управления. – 2018. – № 1 (17). – С. 38–40.

8. Дмитриева А. И. Коммерциализация инноваций и формирование инновационной стратегии промышленных компаний // Стратегии бизнеса. – 2017. – № 1 (33). – С. 32–36.

9. Еременко И. А., Сопельник Е. Ю., Петров Г. С. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности в условиях углубления интеграционных процессов // Вектор экономики : электронный научный журнал. – 2018. – № 11 (29).

10. Иванова Р. П. Устойчивое развитие инновационной экономики в условиях активизации интеграционных процессов // Управление устойчивым развитием. – 2018. – № 2 (15). – С. 13–20.

11. Каблов Е. Н. Шестой технологический уклад // Наука и жизнь. – 2010. – № 2 (57). – С. 2–7.

12. Кравченко Е. С. Практические аспекты повышения инновационной активности бизнес-модели предприятия // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2017. – № 6. – С. 223–227.

13. Кудашов В. И., Нечепуренко Ю. В. Модели коммерциализации интеллектуальной собственности // Инновационные образовательные технологии. – 2015. – № 3. – С. 58–64.

14. Нехорошева Л., Милоста Е. Необходимость и возможности использования результатов научно-технической деятельности // Наука и инновации. – 2017. – Т. 1. – № 167. – С. 52–55.

15. Пескова О. С., Сучков В. В. Коммерциализация инноваций: современное состояние и перспективы // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2016. – № 16 (195). – С. 75–79.

16. Рубцова Е. М. Состав затрат на коммерциализацию научно-технических результатов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.

17. Селиверстов Ю. И., Ватулин А. Е. Исследование факторов и методов активизации инновационных процессов // Вестник Белгородского государственного технологического университета имени В. Г. Шухова. – 2016. – № 10. – С. 267–274.

18. Тихомирова О. Г. Диффузия инноваций. Трансфер технологий и коммерциализация инноваций // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 1. – С. 127–132.

19. Трачук А. В. Формирование инновационной стратегии компании // Управленческие науки. – 2013. – № 3 (8). – С. 16–25.

20. Трачук А. В., Линдер Н. В. Методика многофакторной оценки инновационной активности холдингов в промышленности // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2016. – Т. 198. – С. 298–308.

21. Фокина О. М., Красникова А. В. Коммерциализация инноваций и ее формы в российской практике // Организатор производства. – 2017. – Т. 25. – № 3. – С. 66–75.

22. Цуканова О. А., Дубицкая Е. А. Определение рациональных подходов коммерциализации результатов инновационных научных исследований в России // Фундаменталь-ные исследования. – 2015. – № 5-2. – С. 451–455.

23. Шлякова О. А. Ограничения коммерциализации инноваций в России // Известия Саратовского университета. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2018. – Т. 18. – Вып. 4. – С. 377–385.

24. Яновский А. Как финансировать проекты по коммерциализации технологий. – Проект EuropeAid «Наука и коммерциализация технологий», 2006.

25. Яроцкая Е. В., Криворучко Е. П. Проблемы и специфика коммерциализации инноваций в России на современном этапе развития // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 4 (132). – С. 190–194.

26. Carayannis E. Grigoroudis E. Quadruple Innovation Helix and Smart Specialization: Knowledge Production and National Competitiveness // Foresight and STI Governance. – 2016. – Vol. 10. – N 1. – Р. 31–42.

27. Grayson L. Science Parks: An Experiment in High Technology Transfer. – London : The British Library, 1993.

28. Lee K. From Fragmentation to Integration: Development Process of Korean Regional Innovation Clusters. – Korea, 2001.

29. Park S. O. Regional Innovation Strategies in the Knowledge-Based Economy // GeoJournal. – 2001. – N 53. – P. 29–38.

30. Pinaki Nandan Pattnaik. Technology Commercialization. – LAP Lambert Academic Publishing, 2010.

31. Yashiro H. Enhancing Knowleadge Creation in Technology Transfer. – LAP Lambert Academic Publishing, 2012.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Баринова Н.В. Проблемы коммерциализации инноваций в России и пути их преодоления на современном этапе развития экономики. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2020;(2):32-41. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2020-2-32-41

For citation: Barinova N.V. Innovation Commercialization in Russia and Ways of Overcoming it at the Current Stage of Economy Development. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2020;(2):32-41. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2020-2-32-41

Просмотров: 1080

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-2829 (Print)
ISSN 2587-9251 (Online)