Проблемы коммерциализации инноваций в России и пути их преодоления на современном этапе развития экономики
https://doi.org/10.21686/2413-2829-2020-2-32-41
Аннотация
В последние десятилетия возрастает роль инноваций в развитии российской и зарубежной экономики. Инновационный рост происходит практически во всех областях мировой экономики, в том числе и в России.
Устойчивое развитие экономических систем в настоящее время зависит от внедрения результатов интеллектуальной деятельности в производство. Возникает насущная потребность в коммерциализации инноваций.
В статье обозначены некоторые проблемы коммерциализации инноваций, возникающие в последние годы в России и рассмотренные в научной литературе. Автор предлагает свою трактовку понятий инновационной платформы и инновационной стратегии, дает классификацию основных форм инновационного процесса, а также приводит примеры стран, успешно осуществляющих коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности. Приведена систематизация материала по определению подходов к коммерциализации результатов инновационных научных исследований в мировой практике, даны практические рекомендации по управлению данным процессом. Сделаны выводы о значении коммерциализации инноваций на микро- и макроуровнях экономики, о влиянии государственной политики на формирование модели коммерциализации результатов научно-технической деятельности в России. Автор обосновывает дальнейшие перспективы управления процессом коммерциализации разработок, указывая на их положительное влияние на экономическое развитие государства.
Об авторе
Н. В. БариноваРоссия
Баринова Наталья Владимировна - кандидат экономических наук, главный специалист отдела научных мероприятий и защиты интеллектуальной собственности РЭУ им. Г.В. Плеханова.
117997, Москва, Стремянный пер., д. 36.
Список литературы
1. Аввакумов А. А. Коммерциализация инноваций на основе государственно-частного партнерства // Управление экономическими системами : электронный научный журнал. – 2018. – № 9 (115).
2. Анисимов Ю. П. Сущность и методы коммерциализации инноваций // Экономинфо. – 2017. – № 3. – С. 47–50.
3. Баринова Н. В. Управление инновациями в России: проблемы и перспективы // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2018. – № 5 (101). – С. 11–19.
4. Баринова Н. В., Назарова Т. Н. Теоретические подходы к коммерциализации инноваций // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2018. – № 4. – С. 49–59.
5. Бойко А. Э., Шушунова Т. Н. Статистический анализ инновационной деятельности российских предприятий // Вестник Российского химико-технологического университета имени Д. И. Менделеева: Гуманитарные и социально-экономические исследования. – 2018. – Т. 2. – № 9. – С. 91–97.
6. Большакова Д. С. Экономика знаний и модель инновационного развития // Экономика и социум. – 2016. – № 3 (22). – С. 180–183.
7. Ворошин Е. А. Модель инновационного процесса в условиях перехода к постиндустриальной экономике // Актуальные проблемы экономики и управления. – 2018. – № 1 (17). – С. 38–40.
8. Дмитриева А. И. Коммерциализация инноваций и формирование инновационной стратегии промышленных компаний // Стратегии бизнеса. – 2017. – № 1 (33). – С. 32–36.
9. Еременко И. А., Сопельник Е. Ю., Петров Г. С. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности в условиях углубления интеграционных процессов // Вектор экономики : электронный научный журнал. – 2018. – № 11 (29).
10. Иванова Р. П. Устойчивое развитие инновационной экономики в условиях активизации интеграционных процессов // Управление устойчивым развитием. – 2018. – № 2 (15). – С. 13–20.
11. Каблов Е. Н. Шестой технологический уклад // Наука и жизнь. – 2010. – № 2 (57). – С. 2–7.
12. Кравченко Е. С. Практические аспекты повышения инновационной активности бизнес-модели предприятия // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2017. – № 6. – С. 223–227.
13. Кудашов В. И., Нечепуренко Ю. В. Модели коммерциализации интеллектуальной собственности // Инновационные образовательные технологии. – 2015. – № 3. – С. 58–64.
14. Нехорошева Л., Милоста Е. Необходимость и возможности использования результатов научно-технической деятельности // Наука и инновации. – 2017. – Т. 1. – № 167. – С. 52–55.
15. Пескова О. С., Сучков В. В. Коммерциализация инноваций: современное состояние и перспективы // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2016. – № 16 (195). – С. 75–79.
16. Рубцова Е. М. Состав затрат на коммерциализацию научно-технических результатов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.
17. Селиверстов Ю. И., Ватулин А. Е. Исследование факторов и методов активизации инновационных процессов // Вестник Белгородского государственного технологического университета имени В. Г. Шухова. – 2016. – № 10. – С. 267–274.
18. Тихомирова О. Г. Диффузия инноваций. Трансфер технологий и коммерциализация инноваций // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 1. – С. 127–132.
19. Трачук А. В. Формирование инновационной стратегии компании // Управленческие науки. – 2013. – № 3 (8). – С. 16–25.
20. Трачук А. В., Линдер Н. В. Методика многофакторной оценки инновационной активности холдингов в промышленности // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2016. – Т. 198. – С. 298–308.
21. Фокина О. М., Красникова А. В. Коммерциализация инноваций и ее формы в российской практике // Организатор производства. – 2017. – Т. 25. – № 3. – С. 66–75.
22. Цуканова О. А., Дубицкая Е. А. Определение рациональных подходов коммерциализации результатов инновационных научных исследований в России // Фундаменталь-ные исследования. – 2015. – № 5-2. – С. 451–455.
23. Шлякова О. А. Ограничения коммерциализации инноваций в России // Известия Саратовского университета. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2018. – Т. 18. – Вып. 4. – С. 377–385.
24. Яновский А. Как финансировать проекты по коммерциализации технологий. – Проект EuropeAid «Наука и коммерциализация технологий», 2006.
25. Яроцкая Е. В., Криворучко Е. П. Проблемы и специфика коммерциализации инноваций в России на современном этапе развития // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 4 (132). – С. 190–194.
26. Carayannis E. Grigoroudis E. Quadruple Innovation Helix and Smart Specialization: Knowledge Production and National Competitiveness // Foresight and STI Governance. – 2016. – Vol. 10. – N 1. – Р. 31–42.
27. Grayson L. Science Parks: An Experiment in High Technology Transfer. – London : The British Library, 1993.
28. Lee K. From Fragmentation to Integration: Development Process of Korean Regional Innovation Clusters. – Korea, 2001.
29. Park S. O. Regional Innovation Strategies in the Knowledge-Based Economy // GeoJournal. – 2001. – N 53. – P. 29–38.
30. Pinaki Nandan Pattnaik. Technology Commercialization. – LAP Lambert Academic Publishing, 2010.
31. Yashiro H. Enhancing Knowleadge Creation in Technology Transfer. – LAP Lambert Academic Publishing, 2012.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Баринова Н.В. Проблемы коммерциализации инноваций в России и пути их преодоления на современном этапе развития экономики. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2020;(2):32-41. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2020-2-32-41
For citation: Barinova N.V. Innovation Commercialization in Russia and Ways of Overcoming it at the Current Stage of Economy Development. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2020;(2):32-41. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2020-2-32-41
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.