Университет как проводник устойчивого развития: задачи, подходы и практика


https://doi.org/10.21686/2413-2829-2020-6-176-187

Полный текст:


Аннотация

Статья представляет собой обзор задач, связанных с деятельностью современного университета в рамках глобальной повестки ООН – обеспечения устойчивого развития. Для академического сообщества важен поиск ответа на вопрос о новых подходах к осуществлению образовательной, научной и административной деятельности университета. Университет рассматривается как влиятельный институт, продвигающий инновации и обучающий будущих специалистов принятию ответственных решений. Ценности и цели устойчивого развития оказывают влияние на вузы, поэтому задача статьи – показать, каким образом университет может проводить идеологию системных изменений, реализуя свою образовательную миссию. Инициатива ООН «Ответственное управленческое образование» (RME) рассматривается как подход к продвижению устойчивого развития в университетах и к выстраиванию новых образовательных программ. Отмечается, что посредством реализации принципов ответственного управленческого образования в магистратуре университеты могут создавать практики, способствующие достижению целей в области устойчивого развития. В качестве драйвера реализации RME рассмотрена англоязычная образовательная программа магистратуры Sustainable Management, в основу которой положена ориентация на цели устойчивого развития и принципы ответственного управленческого образования. Авторами предложена концепция программы для российских университетов, которая включает методические подходы к ее конструированию, примерное содержание учебного плана и ожидаемые результаты. Показано, что системные усилия по достижению целей устойчивого менеджмента через ответственное управленческое образование должны быть продолжены посредством использования предлагаемых решений и поиска новых. Очерчены сферы университетской деятельности, требующие серьезных преобразований. Сделаны выводы о появлении новых дискурсов в сфере высшего образования, связанных с осмыслением вовлеченности университета в инициативы устойчивого развития.

Об авторах

Е. А. Локтионова
Иркутский национальный исследовательский технический университет
Россия

Елена Александровна Локтионова кандидат экономических наук, старший научный сотрудник

664074, Иркутск, ул. Лермонтова, д. 83



Д. И. Хлебович
Иркутский национальный исследовательский технический университет
Россия

Дарья Игоревна Хлебович кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора по научной и международной деятельности

664074, Иркутск, ул. Лермонтова, д. 83



Список литературы

1. Голубев С. В., Новикова Т. Г., Светенко Т. В. Университет как социально ответственный партнер территории. – М. : Фонд «Новая Евразия», 2011.

2. Де Вит Х. Эволюция мировых концепций, тенденций и вызовов в интернационализации высшего образования // Вопросы образования. – 2019. – № 2. – С. 8–34.

3. Де Вит Х., Лиск Б. Интернационализация образовательной программы // Международное высшее образование. – 2016. – № 83. – С. 16–18.

4. МакЭндрю К. Укрощение инноваций: как онлайн-магистратура вернула университету инициативу в преобразованиях // Вопросы образования. – 2018. – № 4. – С. 60–80.

5. Павлюткин И. В. Конструирование университета как организации // Экономическая социология. – 2011. – № 1. – С. 104–123.

6. Погосян В. А. Современный дискурс о миссии университета как междисциплинарная научная проблема // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2011. – № 129. – С. 108–120.

7. Федоров И. М. Переход от образовательной среды к образовательной экосистеме // Молодой ученый. – 2019. – № 28. – С. 246–250.

8. Cortese A. D. The Critical Role of Higher Education on Creating a Sustainable Future // Planning for Higher Education. – 2003. – March – May. – P. 15–22.

9. Djordevic A., Cotton D. Communicating the Sustainability Message in Higher Education Institution // International Journal of Sustainability in Higher Education. – 2011. – N 12 (4). – P. 381–394.

10. Dyllick T. Responsible Management Education for a Sustainable World: The Challenges for Business Schools // The Journal of Management Development. – 2015. – N 34 (1). – P. 16–33.

11. Henderson L. H., Wersun A., Wilson J., Yeung S. Principles for Responsible Management Education in 2068 // Futures. – 2019. – N 111. – P. 81–89.

12. Hudzik J. Comprehensive Internationalization: from Concept to Action. – Washington, DC : NAFSA, The Association of International Educators, 2011.

13. Kolb M., Frohlich L., Schmidpeter R. Implementing Sustainability as the New Normal: Responsible Management Education – from a Private Business School's Perspective // International Journal of Management in Education. – 2017. – N 15. – P. 280–292.

14. Leask B. Internationalizing the Curriculum. – London; New York : Routledge, 2015.

15. Nwagwu D. J. Driving Sustainable Banking in Nigeria through Responsible Management Education: The case of Lagos Business School // The International Journal of Management Education. – 2020. – N 18. – P. 1–9.

16. Ryan A., Tilbury D. Uncharted Waters: Voyages for Education for Sustainable Development in the Higher Education Curriculum // The Curriculum Journal. – 2013. N 24 (2). – P. 272–294.

17. Storey M., Killian S., O`Regan Ph. Responsible Management Education: Mapping the Field in the Context of the SDGs // The International Journal of Management Education. – 2017. N 15. – P. 93–103.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Локтионова Е.А., Хлебович Д.И. Университет как проводник устойчивого развития: задачи, подходы и практика. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2020;17(6):176-187. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2020-6-176-187

For citation: Loktionova E.A., Khlebovich D.I. University as a Champion of Sustainable Development: Objectives, Approaches and Practice. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2020;17(6):176-187. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2020-6-176-187

Просмотров: 58

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-2829 (Print)
ISSN 2587-9251 (Online)