Preview

Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова

Расширенный поиск

Ц ифровизация и персонал научно производственных предприятий

https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-2-155-167

Аннотация

Научно-производственные предприятия играют важную роль в обеспечении стабильной экономики страны, экономической безопасности. С целью поддержания и увеличения конкурентоспособности научно-производственным предприятиям необходимо эффективно использовать интеллектуальные ресурсы, осуществлять инновационную активность, обеспечивать технологическое лидерство. Стремительное развитие процессов цифровизации обусловливает необходимость перестройки действующих производственных систем и бизнес-процессов, систем управления, изменения требований к персоналу для поддержания технологического, научно-технического развития, увеличения конкурентных преимуществ научно-производственных предприятий за счет кадрового потенциала. В статье рассматривается специфика персонала научо-производственных предприятий с точки зрения особенностей их деятельности, состава персонала и цифровизации. Автором выявлены существующие вызовы и противоречия и предложены оригинальные решения по развитию интеллектуального лидерства научно-производственных предприятий за счет формирования необходимых компетенций персонала. Исследование проведено на основе анализа статистических данных, обобщения различных исследований компетенций и понятий.

Об авторе

О. М. Шарипова
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Россия

Ольга Маратовна Шарипова - аспирантка базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала»

117997, Москва, Стремянный пер., д. 36



Список литературы

1. Андреева Е. С. Генерация идей в процессе управления инновационной деятельностью российского научно-производственного предприятия // Инновации и инвестиции. – 2021. – № 3. – С. 4–8.

2. Веселовский М. Я., Погодина Т. В. Формирование стратегической конкурентоспособности компаний на основе интеллектуального лидерства и ключевых компетенций // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2020. – № 2. – С. 19–27.

3. Владимиров А. И. Об инженерно-техническом образовании. – М. : ООО «Издательский дом Недра», 2011.

4. Горохов В. Г. Эволюция инженерии: от простоты к сложности. – М. : ИФРАН, 2015.

5. За инженерами – будущее, утверждают в ЮНЕСКО. – URL: https://news.un.org/ru/story/2021/03/1398002 (дата обращения: 18.01.2022).

6. Казакова Ю. Ю. Сущность и особенности научно-производственных организаций в России, их роль в развитии потенциала страны // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2012. – № 16. – С. 189–193.

7. Караваева Е. В. Модель компетенций в научной сфере как основа профессионально-го роста исследователей и организаторов науки. – URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2021/03/19/1._saratov_karavaeva.pdf (дата обращения: 18.01.2022).

8. Одинцова А. Учимся цифровизации: каких компетенций не хватает сотрудникам для внедрения инноваций. – URL: https://rb.ru/opinion/uchimsya-cifrovizacii/ (дата обращения: 18.01.2022).

9. Орешников И. М. Культурно-гуманистическая парадигма инженерно-технического образования // История и педагогика естествознания. – 2015. – № 4. – С. 9–12.

10. Попов Е. С., Дидковская Я. В. Цифровые компетенции специалистов поколения Y и Z в условиях цифровизации экономики // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : сборник трудов научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2020. – С. 58–64.

11. Спиридонов О. В. Учет цифровых технологий в профессиональных стандартах. – URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/upload/medialibrary/ff9/12.11.2020.pdf (дата обращения: 18.01.2022).

12. Фурсова И. Решение за кадром. В реалиях цифровой экономики специалисту требуются гибкие навыки. – URL: https://rg.ru/2021/04/21/cifrovaia-ekonomika-potrebuetspecialistov-s-unikalnymi-kompetenciiami.html (дата обращения: 18.01.2022).

13. Цифровая трансформация в России – 2020. Обзор и рецепты успеха. – URL: https://drive.google.com/file/d/1xVK4lSanDZSCN6kGAHXikrGoKgpVlcwN/view (дата обращения: 18.01.2022).

14. Чигишева О. П. Цифровая грамотность исследователя в условиях открытой науки // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7. – № 4 (25). – С. 241–244.

15. Чижова Т. А. Понятие инженерной деятельности // Наука, техника и образование. – 2017. – № 1 (31). – С. 59–61.

16. Шматко Н. А. Компетенции инженерных кадров: опыт сравнительного исследования в России и странах ЕС // Форсайт. – 2012. – Т. 6. – № 4. – С. 32–47.

17. Шумик Е. С. Научно-технические кадры и их место в процессе создания инновационного продукта // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2014. – № 1 (93). – С. 19–24.


Рецензия

Для цитирования:


Шарипова О.М. Ц ифровизация и персонал научно производственных предприятий. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2022;(2):155-167. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-2-155-167

For citation:


Sharipova O.M. Digitalization and Personnel of Research and Production Enterprises. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2022;(2):155-167. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-2-155-167

Просмотров: 268


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-2829 (Print)
ISSN 2587-9251 (Online)