Preview

Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова

Расширенный поиск

От общества сантиментов к обществу солидарного контроля

https://doi.org/10.21686/2413-2829-2023-1-55-65

Аннотация

В статье анализируется график спроса и предложения и выявляются медианные значения, вокруг которых формируется спрос в случае, когда агент экономики, его предъявляющий, состоит из большого числа домохозяйств. Предлагается интерпретация влияния средств массовой коммуникации на формирование этого спроса. Показано, как институт рекламы, воздействуя на домохозяйства, стимулирует их покупать товары по завышенной цене. С помощью физикализма выявляются аналогии воздействий на домохозяйства и делается вывод о том, что для анализа экономических событий стоит применять методы квантово-релятивистской картины мира вместо традиционных методов механицизма, которые образуют фундамент экономической науки. Современные аналогии из физики могут обогатить инструментарий экономистов-теоретиков и дать новые понимания поведенческой экономики, в частности интерпретацию того, почему и как из общества людей можно выделить группу, отличающуюся какой-либо характеристикой. Этот метод формирования людей в целевую аудиторию широко применим в рекламе уже сегодня, что в рамках глобализационной экономики становится инструментом для формирования общества сантиментов. В статье этим термином обозначаются домохозяйства, которые под влиянием рекламных сообщений формируют ожидания о полезности товара. Это позволяет агенту экономики, выходящему на рынок с предложением товара, сбывать его по цене, медианное значение которой выше, чем средняя цена товара. Продолжая рассуждения физикалистического характера, в статье показываются тенденции для перестройки национального экономического пространства в связи с окончанием глобализационной модели экономики. Рассматривая экономическое пространство как аналог электромагнитного поля и Интернет как его продолжение, автор делает вывод об изменении методов воздействия на домохозяйства. На место сантимента приходят методы солидарного контроля, которые образуются с помощью социальных связей, например, в среде блогеров. Эта среда часто формируется по национальным признакам, и важную роль в ней играет репутация.

Об авторах

М. Ю. Чурилин
Рекламное агентство «Лайон Коммьюникейшнз»
Россия

Максим Юрьевич Чурилин копирайтер

125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 14



Т. А. Валиулина
Московский государственный лингвистический университет
Россия

Татьяна Андреевна Валиулина старший преподаватель кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области медиатехнологий института международных отношений и социально-политических наук

119034, Москва, ул. Остоженка, д. 38



Список литературы

1. Автономов В. С. Модель человека в экономической науке. – СПб. : Экономическая школа, 1998.

2. Ананьин О. И. Онтологические предпосылки экономических теорий. – М. : Институт экономики РАН, 2013.

3. Андреев Ю. Насколько сильно подешевеет ваш Айфон сегодня вечером? – URL: https://www.iphones.ru/iNotes/kak-menyalas-ceny-na-ayfony-za-poslednie-dva-goda-09-11- 2018 (дата обращения: 02.01.2020).

4. Делягин М. Г. Мировой кризис: общая теория глобализации. – М. : Инфра-М, 2003.

5. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. – Т. 1. – Л. : Государственное издательство политической литературы, 1952.

6. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества / пер. А. Юдина. – М., 2003. – URL: https://gtmarket.ru/library/ basis/5440/5442 (дата обращения: 30.06.2022).

7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М. : Эксмо, 2007.

8. Сосницкий И. PS5 и Xbox Series X/S – золото для спекулянтов. – URL: https://progamer.biz/2887-ps5-i-xbox-series-x-s-zoloto-dlya-spekulyantov (дата обращения: 17.07.2022).

9. Турбина О. А., Салтыкова М. С. Принципы организации рекламного слогана // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. – 2012. – № 2 (261). – С. 50–54.

10. Фролов Д. П. Метафоризм институционализма: физикализм vs биологизм // Пространство экономики. – 2013. – № 3. – С. 34–51.

11. Хазин М. Л. Об оккупационном режиме в США // ХазинРу. – 2019. – URL: https:// khazin.ru/articles/1-mirovoy-krizis/72663-ob-okkupatsionnom-rezhime-v-ssha (дата обращения: 02.01.2019).

12. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. – 1994. – № 1. – URL: http:// gtmarket.ru/laboratory/expertize/2007/2498

13. Ходжсон Д. Экономическая теория и институты: манифест современной институциональной экономической теории : пер. с англ. – М. : Дело, 2003.

14. Чурилин М. Ю. Влияние прогресса в естественных науках на осмысление понятия homo economicus // Экономические стратегии. – 2018. – № 1. – С. 198–207.

15. Щепилова Г. Г. Реклама в СМИ: теории и модели. – М. : МедиаМир, 2013.

16. Mirowski P. More Heat than Light: Economics as Social Physics, Physics as Nature's Economics. – New York : Cambridge University Press, 1989.


Рецензия

Для цитирования:


Чурилин М.Ю., Валиулина Т.А. От общества сантиментов к обществу солидарного контроля. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2023;20(1):55-65. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2023-1-55-65

For citation:


Churilin M.Yu., Valiulina T.A. From Society of Sentimentality to Society of Joint Control. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2023;20(1):55-65. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2023-1-55-65

Просмотров: 208


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-2829 (Print)
ISSN 2587-9251 (Online)