Preview

Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова

Расширенный поиск

Трансформация видов социальной ответственности малого бизнеса в условиях кризиса COVID-19

https://doi.org/10.21686/2413-2829-2023-1-146-154

Аннотация

С каждым годом социальная ответственность становится все более популярной среди компаний. В той или иной степени практически каждая компания в настоящее время внедряет данную концепцию. Несмотря на продолжительную эволюцию и трансформацию концепции в России, можно отметить, что к 2020 г. социальная ответственность стала распространяться в том числе и среди малого и среднего бизнеса. Однако возникший кризис оказал на нее большое влияние. Многие компании стали бороться в первую очередь за собственное выживание, и ответственность перед другими отошла на второй план. Цель исследования – проследить, как менялись формат и виды социальных активностей с приходом коронавируса. В статье рассматриваются теоретические подходы к понятию «социальная ответственность», а также продемонстрированы результаты опроса среди представителей малого бизнеса, осуществляющих торговлю на маркетплейсах. Исследование показало, что предприниматели сместили свой фокус на онлайн-формат и стали по-другому распределять приоритеты. Автором выделены актуальные направления в условиях экономического кризиса в России, обозначены тенденции развития социальной ответственности, а также отмечено, на какие проблемы предприниматели уже обратили внимание и каким еще стоит его уделить в ближайшем будущем.

Об авторе

А. О. Векшина
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Аделина Олеговна Векшина аспирантка кафедры маркетинга экономического факультета

119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 46



Список литературы

1. Аблякимова Л. Р. Сущность понятия «корпоративная социальная ответственность» // Вестник современных исследований. – 2021. – № 1-1 (39). – С. 4–7.

2. Бадыкова И. Р. Тенденции развития корпоративной социальной ответственности в России // Проблемы теории и практики управления. – 2020. – № 5. – С. 65–74.

3. Беганская И. Ю. Понятие и генезис корпоративной социальной ответственности // Наука и практика регионов. – 2021. – № 2 (23). – С. 69–74.

4. Благов Ю. Е. Эволюция концепции КСО и теория стратегического управления // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. – 2011. – № 1. – С. 3–26. 5. Гагарина С. Н. Социальная ответственность бизнеса в контексте устойчивого развития // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 6-1 (76). – С. 32–35.

5. Данилова Л. С. Трактовка социальной ответственности бизнеса и смежных понятий в российских научных исследованиях // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2020. – № 4 (60). – С. 130–136.

6. Дробот Е. В., Макаров И. Н., Лесных Е. В., Татаринова Е. С. Социальная ответственность бизнеса и государства в период пандемии (опыт США) // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Т. 11. – № 7. – С. 1777–1794.

7. Макаров И. Н., Назаренко В. С., Дробот Е. В. Корпоративная социальная ответственность как элемент взаимодействия компании со стейкхолдерами // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2021. – № 2. – С. 113–128.

8. Мамаев А. И. Проблемы развития социальной ответственности малого и среднего бизнеса // Дискуссия. – 2019. – № 4 (95). – С. 30–36.

9. Перегудов С. П., Семененко И. С. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. – М. : Прогресс-Традиция, 2008.

10. Петрунин Ю. Ю., Пурлик В. М. Корпоративная социальная ответственность в современной России: проблемы институционализации // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). – 2012. – № 1. – С. 61–68.

11. Петрунин Ю. Ю., Пурлик В. М. Корпоративная социальная ответственность: поиск методологических оснований // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). – 2015. – № 3. – С. 19–33.

12. Савичева Е. Ю. Модели социальной ответственности малого бизнеса в России // Проблемы современной экономики. – 2010. – № 4. – С. 164–166.

13. Сафарова Э. И., Исмагилова В. С. Влияние корпоративной социальной ответственности на бренд // Символ науки. – 2016. – № 8. – С. 127–129.

14. Семенихина А. А. Совершенствование стратегии корпоративной социальной ответственности организации // Вестник науки. – 2020. – № 1. – С. 163–167.

15. Социальная ответственность бизнеса в условиях современной России: теория и практика : материалы заседания круглого стола / под общ. ред. В. С. Комаровского и Н. А. Волгина. – М., 2005.

16. Сухова О. В. Социальная ответственность бизнеса // Стратегические приоритеты и драйверы развития предприятия : сборник научных статей, приуроченный к 50-летию кафедры экономики предприятий Уральского государственного экономического университета. – Екатеринбург : Уральский государственный экономический университет, 2019. – С. 226–232.

17. Фролов Д. П., Шулимова А. А. Институциональная системность социальной ответственности бизнеса (природа, институции, механизм) // Журнал институциональных исследований. – 2013. – № 1. – С. 124–140.

18. Чекменева Е. В., Михайлова В. М., Фицурина М. С., Бженникова Д. Г., Лисицкая М. Д. Повышение уровня корпоративной ответственности в условиях пандемии // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 1. – С. 159–178.

19. Чепуренко А. Ю. Малое предпринимательство в России // Мир России. Социология. Этнология. – 2001. – № 4. – С. 130–161.

20. Camilleri M. A. Corporate Social Responsibility: Theoretical Foundations and Conceptual Developments. – Springer, 2015.

21. Hongwei H., Lloyd H. The Impact of COVID-19 Pandemic on Corporate Social Responsibility and Marketing Philosophy // Journal of Business Research. – 2020. – Vol. 116 (3). – P. 176–182.


Рецензия

Для цитирования:


Векшина А.О. Трансформация видов социальной ответственности малого бизнеса в условиях кризиса COVID-19. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2023;20(1):146-154. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2023-1-146-154

For citation:


Vekshina A.O. Transformation of Social Responsibility Types in Small Business During COVID-19 Crisis. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2023;20(1):146-154. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2023-1-146-154

Просмотров: 386


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-2829 (Print)
ISSN 2587-9251 (Online)