Экономическая власть и распределение добавленной стоимости (на примере авиастроения)


https://doi.org/10.21686/2413-2829-2018-6-3-15

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматриваются гипотезы, объясняющие неравномерное распределение добавленной стоимости между компаниями, функционирующими на одном отраслевом рынке и связанными участием в сетях создания стоимости. Объектом исследования являются отношения ведущих авиастроительных компаний с поставщиками основных комплектующих. Цель статьи - проверка гипотезы о существовании зависимости между величиной экономической власти экономического агента и его долей в распределении выгод и издержек от взаимодействия с другими агентами. Авторами предложена собственная методика, определяющая долю контрагентов в добавленной стоимости на основе соизмерения таких составляющих добавленной стоимости, как прибыль и оплата труда. При этом за основу берутся не абсолютные, а относительные показатели - рентабельность активов и средняя заработная плата компаний. Методика апробирована на пяти авиастроительных компаниях, являющихся интеграторами сетей создания стоимости. На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что наиболее распространенные объяснения распределения добавленной стоимости (в частности, прямая связь между долей рынка и уровнем рентабельности компании, доминирование интегратора сети создания стоимости над остальными участниками в распределении коллективной эффективности, а также влияние доли в поставках на участие в прибыли) не подтвердились. Вместе с тем были выявлены явные преимущества в распределении добавленной стоимости для поставщиков ключевых комплектующих. Выводы исследования могут быть использованы при разработке стратегии участия российских компаний в глобальных сетях создания стоимости.


Об авторах

В. Е. Дементьев
Центральный экономико-математический институт РАН
Россия

Виктор Евгеньевич Дементьев - член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, руководитель научного направления «Макроэкономика и институциональная теория» ЦЭМИ РАН; профессор кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова; профессор кафедры институциональной экономики ГУУ.

117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 47; 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36; 109542, Москва, Рязанский проспект, д. 99



С. Г. Евсюков
Центральный экономико-математический институт РАН
Россия

Сергей Гордеевич Евсюков - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ЦЭМИ РАН.

117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 47



В. Л. Устюжанин
Центральный экономико-математический институт РАН
Россия

Владимир Леонидович Устюжанин - научный сотрудник ЦЭМИ РАН.

117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 47



Е. В. Устюжанина
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Россия

Елена Владимировна Устюжанина - доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова.

117997, Москва, Стремянный пер., д. 36



Список литературы

1. Дементьев В. Е., Устюжанина Е. В. Включение отечественной экономики в глобальные цепочки создания стоимости: созидательный потенциал и риски // Российский экономический журнал. - 2016. - № 2. - С. 19-34.

2. Дементьев В. Е., Устюжанина Е. В. Проблема власти с точки зрения институционального подхода // Журнал институциональных исследований. - 2006. - Т. 8. - № 3. -С. 91-101.

3. Мешкова Т. А., Моисеичев Е. Я. Мировые тенденции развития глобальных цепочек создания стоимости и участие в них России // Вестник Финансового университета. -2015. - № 1 (85). - С. 83-96.

4. Просвирина Н. В., Тихонов А. И., Клочков В. В. Разработка стратегии развития и анализ конкурентоспособности предприятий авиационного двигателестроения России на мировом рынке // Московский экономический журнал. - 2017. - № 3.

5. Флигстин Н. Архитектура рынков: экономическая социология капиталистических обществ XXI века. - М. : ИД ВШЭ, 2013.

6. Шаститко А. Е., Павлова Н. С. Переговорная сила и рыночная власть: варианты соотношения и выводы для политики // Журнал новой экономической ассоциации. -2017. - № 2 (34). - С. 39-57.

7. Шерешева М. Ю. Межфирменные сети. - М. : ТЕИС, 2006.

8. Humphrey J., Schmitz H. How does insertion in global value chains affect upgrading in industrial clusters? // Regional Studies. - 2002. - N 36 (9). - P. 1017-1027.

9. Mocenco D. Supply Chain Features of the Aerospace Industry. Particular Case Airbus and Boeing // Scientific Bulletin - Economic Sciences. - 2015. - Vol. 14. - Issue 2. - P. 17-25.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Дементьев В.Е., Евсюков С.Г., Устюжанин В.Л., Устюжанина Е.В. Экономическая власть и распределение добавленной стоимости (на примере авиастроения). Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2018;(6):3-15. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2018-6-3-15

For citation: Dementiev V.E., Evsukov S.G., Ustyuzhanin V.L., Ustyuzhanina E.V. Economic Power and Distribution of Added Value (illustrated by aircraft building). Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2018;(6):3-15. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2018-6-3-15

Просмотров: 123

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-2829 (Print)
ISSN 2587-9251 (Online)