Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Исследование проблем управления ассортиментом и товарными запасами в торговых сетях


https://doi.org/10.21686/2413-2829-2019-5-163-182

Полный текст:


Аннотация

В статье исследуются основные проблемы российских торговых сетей. Авторами рассмотрены публикации в зарубежной научной литературе по управлению ассортиментом и запасами в ретейле. В результате проведения системного анализа логистической и маркетинговой деятельности сетевых торговых операторов сектора FMCG в России были выявлены основные тенденции, определяющие их вектор развития на ближайшие 5-10 лет, а также выступающие катализатором имеющихся проблем. Для детализации основных проблем были использованы итоги реализованных за 15 лет проектов по реинжинирингу бизнес-процессов и оптимизации товарных запасов (ТЗ) в торговых сетях. Были выделены две основные проблемы, характерные для большинства ретейлеров: низкая оборачиваемость запасов, приводящая к появлению излишков (Overstock), и дефицит (Out-Of-Stock) наиболее ходового и прибыльного товара в точках продаж - торговых подразделениях или в филиалах (региональных складах). Причем эти ключевые проблемы практически всегда присутствуют у торговых сетей совместно, поэтому глобальная проблема имеет следующую формулировку: хронический дефицит товара при избыточном товарном запасе. Соответственно, на текущий момент у торговых сетей возникла потребность в решении целевой задачи - формирования уникального ассортимента для каждой точки продаж или даже отдельного клиента и оперативного обслуживания появившегося спроса при оптимальном уровне товарных запасов и затрат. В процессе практической реализации проектов по оптимизации ТЗ в торговых сетях авторами был выработан определенный алгоритм решения проектных задач, в результате применения которого установлено, что внешние, неизученные условия могут привести к негативным итогам реализации проекта.


Об авторах

С. Н. Милов
Консалтинговая компания PSMtechnology
Россия

Сергей Николаевич Милов - эксперт, руководитель консалтинговой компании PSMtechnology.

115054, Москва, 5-й Монетчиковский пер., д. 8/10



А. С. Милов
Консалтинговая компания PSMtechnology
Россия

Алексей Сергеевич Милов - бизнес-аналитик консалтинговой компании PSMtechnology.

115054, Москва, 5-й Монетчиковский пер., д. 8/10



Список литературы

1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации : пер. с англ. / под науч. ред. А. Г. Сеферяна. - СПб. : Питер, 2007.

2. Милов С. Н. Анализ вариантов поставки и методика оценки затрат при закупке и доставке импортных товаров в розничную сеть // Логистика и управление цепями поставок. - 2009. - № 1 (30). - С. 33-49.

3. Милов С. Н. Когда клиент «не прав» или ограничения по использованию параметра «совершенный заказ» в сетевых розничных компаниях // Логистика и управление цепями поставок. - 2017. - № 1 (78). - С. 14-28.

4. Милов С. Н. Применение PSM-технологии для планирования и управления ассортиментом в компаниях B2B и B2C / / Логистика и управление цепями поставок. - 2017. -№ 6 (83). - С. 94-124.

5. Просвиркин Б. Л., Бекетов А. Н. Управление товарным ассортиментом как важнейший элемент маркетинга торгового предприятия // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 2 (56). - С. 72-80.

6. Сток Дж. Р., Ламберт Д. М. Стратегическое управление логистикой : пер. с англ. / под ред. В. И. Сергеева. - М. : Инфра-М, 2005.

7. Сутула Е. А., Маркова Е. П. Инновационная деятельность и ее взаимосвязь с государством, наукой и бизнесом // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2015. -№ 1 (20). - С. 98-102.

8. Сысоева С., Бузукова Е. Категорийный менеджмент: управление ассортиментом в рознице. - СПб. : Питер, 2015.

9. Шиков В. «Уникальные» проблемы управления ассортиментом торговых и производственных компаний [Электронный ресурс]. - URL: https://www.lobanov-logist.ru/library/357/63309/

10. Эльяшевич И. П. Модель Дюпон и ее применение для оценки экономической эффективности стратегических решений в логистике // Логистика и управление цепями поставок. - 2012. - № 2 (49). - С. 73-80.

11. Ansoff H. I. Strategies for Diversification // Harvard Business Review. - 1957. - N 5 (35). -Р. 113-124.

12. Balakrishnan A., Pangburn M. S., Stavrulaki E. "Stack Them High, Let 'em Fly": Lot-Sizing Policies When Inventories Stimulate Demand // Management Science. - 2004. - Vol. 50. - N 5.

13. Borden N. H. The Concept of the Marketing Mix // Journal of Advertising Research. -1964. - N 2. - P. 7-12.

14. Borin N., Farris P. A. Sensitivity Analysis of Retailer Shelf Management Models // Journal of Retailing. - 1975. - N 71.

15. Corstjens M., Doyle P. A. Model for Optimizing Retail Space Allocations // Management Science. - 1981. - N 27.

16. Diehl K., Herpen E., Lamberton C. Organizing Products with Complements versus Substitutes: Effects on Store Preferences as a Function of Effort and Assortment Perceptions / / Journal of Retailing. - 2015. - Vol. 91. - Issue 1. - P. 1-18.

17. Downs B., Metters R., Semple J. Managing Inventory with Multiple Products, Lags in Delivery, Resource Constraints, and Lost Sales: A Mathematical Programming Approach // Management Science. - 2002. - N 47.

18. Hoch S. J., Bradlow E. T., Wansink B. The Variety of an Assortment: An Extension to the Attribute-Based Approach / / Marketing Science. - 2002. - N 21 (3).

19. Huffman C., Kahn B. E. Variety for Sale: Mass Customization or Mass Confusion? // Journal of Retailing. - 1998. - N 74.

20. Levitt Th. Exploit the Product Life Cycle // Harvard Business Review. - 1965. - Vol. 43. -P. 81-94.

21. Mantrala M. K., Levy M, Kahn B. E., Fox E. J., Gaidarev P., Dankworth B., Shah D. Why is Assortment Planning so Difficult for Retailers? A Framework and Research Agenda // Journal of Retailing. - 2009. - Vol. 85. - Issue 1. - P. 71-83.

22. Massara F., Porcheddu D., Melara R. D. Asymmetric Perception of Sparse Shelves in Retail Displays // Journal of Retailing. - 2014. - Vol. 90. - Issue 3. - P. 321-331.

23. McCarthy E. J., Perreault W. D. Basic Marketing: A Managerial Approach. - 8th edition. -Irwin, 1984. (Irwin Series in Marketing).

24. Meissner F., McCarthy E. J. Basic Marketing a Managerial Approach // Journal of Marketing. - 1978. - Vol. 42. - Issue 4. - P. 103.

25. Miller C. M., Smith S. A, McIntyre S. H., Achabal D. D. Optimizing and Evaluating Retail Assortments for Infrequently Purchased Products // Journal of Retailing. - 2010. - Vol. 86. -Issue 2. - P. 159-171.

26. Murray C. C., Talukdar D., Gosavi A. Joint Optimization of Product Price, Display Orientation and Shelf-Space Allocation in Retail Category Management // Journal of Retailing. - 2010. - Vol. 86. - Issue 2. - P. 125-136.

27. Netessine S., Rudi N. Centralized and Competitive Inventory Models with Demand Substitution // Operations Research. - 2003. - N 51.

28. Rajaram K., Tang C. S. The Impact of Product Substitution on Retail Merchandising // European Journal of Operational Research. - 2010. - N 135.

29. Spassova G., Isen A. M. Positive affect Moderates the Impact of Assortment Size on Choice Satisfaction / / Journal of Retailing. - 2013. - Vol. 89. - Issue 4. - P. 397-408.

30. Urban T. L. An Inventory-Theoretic Approach to Product Assortment and Shelf Space Allocation / / Journal of Retailing. - 1998. - N 74.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Милов С.Н., Милов А.С. Исследование проблем управления ассортиментом и товарными запасами в торговых сетях. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2019;(5):163-182. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2019-5-163-182

For citation: Milov S.N., Milov A.S. Researching Issues of Product Range and Stock Management in Trade Chains. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2019;(5):163-182. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2019-5-163-182

Просмотров: 42

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-2829 (Print)
ISSN 2587-9251 (Online)