ЭКОНОМИКА
В статье рассматриваются изменения, которые произойдут с организацией на новом этапе экономического развития - в экономике знаний. Автор указывает, что традиционные экономические категории, такие как труд, собственность, деньги, претерпят серьезные изменения. Труд под влиянием информации и знаний трансформируется в творчество, усилится роль личной собственности, деньги преимущественно станут виртуальными, получат широкое распространение криптовалюты, причем не только на глобальном, но и на локальном уровне. Все это окажет существенное влияние на организацию и процессы, протекающие в ней. Многие организации перейдут в виртуальную форму. По мнению автора, серьезно изменится организационная культура: исчезнет страх принятия решений, усилится доступ членов коллектива к информации, личные цели и цели организации будут совпадать. В основе эффективности организации будет лежать ее специализация. Организации станут децентрализованными, в основе структуры будут команды, а также бюрократические структуры. Использование инноваций не только в производстве, но и во всех сферах станет обязательной основой конкурентоспособности бизнеса. В заключение автором представлена концептуальная модель организации в экономике знаний.
Сегодня Россия переживает три кризиса: системный кризис мирового хозяйства, циклический кризис 2008 г. и внутренний российский кризис, образовавшийся в результате реформ. Выход из такого утроенного кризиса возможен только через фундаментальные преобразования. России необходим научный путь. Другого пути нет. Обезопасить нашу страну может только согласованный с экономическими законами управляемый государством национальный рынок. Главная роль за государством. Адекватно управляемый государством национальный рынок - гарантия экономической безопасности России. Не помогут ни пограничный контроль, ни ядерно-ракетный щит. Законы рынка сильнее, они изнутри подорвут экономику. В статье отмечены недостатки управления национальной экономикой в советские времена, подчеркнута неграмотность руководителей КПСС, которые отрицали рынок и привели страну к тому, что так и не найдены пути согласования производственных отношений с законами рынка. Сегодняшняя ситуация в России - следствие ненаучного подхода к государственному управлению национальным рынком. Ни одна из политических партий России не осмысливает современную ситуацию и не подозревает о том, что страна попала под власть бизнес-рынка. XX век и начало XXI века привнесли на планету высокий уровень технологий. В техническом плане человечество шагнуло вперед, а наука о рынке отстала. Поэтому вместо развитой формы рыночных отношений общество пришло к бизнес-рынку - самой извращенной и опасной форме рынка в истории человечества. В настоящее время Россия стоит перед выбором стратегии на будущее: либо инерционный путь продолжения неэффективных реформ, либо мобилизация интеллектуальных ресурсов для перестроения национальной экономики на принципы развитого рынка при лидирующей роли государства. Эффективную национальную экономику можно создать только управлением, адекватным развитому рынку, в котором ведущая роль принадлежит государству.
В статье рассматриваются крупнейшие мировые банкротства начала XXI в., которые оказали огромное влияние на отношение людей к теме кризисов, на возрастание внимания к превентивным мерам по выявлению кризисов, а также на дальнейшее развитие экономики и политики (в части регулирования и санкционирования нарушений, которые могут привести к банкротству организации) всего мира. Анализируется тот факт, что глобальные банкротства 2008 г. почти полностью продублировали произошедшие ранее истории разорений крупных компаний и даже превзошли их по масштабности и потерям. Данная экономическая тенденция заставляет задуматься о состоятельности и эффективности системы управления рисками современных организаций. В целях избежания повторения новой волны несостоятельности экономических субъектов представляется очень важным выявить и изучить основные причины крупнейших мировых банкротств, а также предложить несколько рекомендаций по их предупреждению в будущем. Как показывает проведенный в статье анализ, большинство этих причин связано с человеческими факторами (боязнь руководства, желание быстрого обогащения и т. д.), а значит, преодолеть их сложно, но возможно. Таким образом, крайне актуальной является попытка дать в статье рекомендации по нивелированию некоторых причин наступления банкротства организаций, выявленных в ходе проведенного анализа.
В статье рассматриваются проблемы, связанные с оценкой вклада цифровой экономики в экономику Российской Федерации. Автором приведен обзор наиболее часто цитируемых публикаций, содержащих сведения об объеме цифровой экономики в валовом внутреннем продукте России, а также методики расчета этого показателя. Обзор осуществлялся по наиболее цитируемым российскими авторами публикациям. В их число входят исследования и аналитические отчеты Российской ассоциации электронных коммуникаций, Boston Consulting Group и McKinsey. В результате исследования был сделан вывод о том, что отсутствие единой концепции цифровой экономики для целей статистики, а также методики измерения вклада цифровой экономики в валовой внутренний продукт затрудняет процессы цифровой трансформации, так как нет необходимых инструментов контроля и мониторинга. Применяемые в международной статистике классификационные принципы в настоящее время являются основой дифференциации видов продуктов, относящихся к цифровой экономике. При этом эксперты признают недостаточную степень детализации исходных данных для идентификации и классификации соответствующих видов продуктов при ориентации на данные национальных счетов. В перспективе необходимо на основе имеющегося опыта международных организаций, а также отечественных разработок и концепций разработать мероприятия по стимулированию отражения сфер цифровой экономики в системе национальных счетов, созданию статистического инструментария, который бы позволил избежать фрагментарного изучения цифровой экономики.
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ
В статье поднимается актуальный вопрос движения России к цифровой инновационной экономике. Автором раскрываются особенности процесса цифровизации в нашей стране с опорой на основополагающие государственные документы в этой области: Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года и программу «Цифровая экономика Российской Федерации». Показано, что акцентированные в этих документах проблемы (недофинансирование и недостаточно разработанное нормативно-правовое обеспечение) полностью подтверждаются статистическими данными последних лет. Эти проблемы, по мнению автора, имеют системный характер и определяются не случайными обстоятельствами, а глубокими причинами. Автор анализирует примеры конкретных инновационных разработок в различных отраслях экономики (строительная сфера, агротехнологии, порошковая металлургия, биотехнологии), а также отмечает трудности, с которыми сталкиваются современное российское производство и сфера услуг в стремлении к цифровому будущему. Особое внимание уделяется флагману современной инновационной экономики - компьютерным технологиям. Делается вывод о наличии существенных инновационных разработок в стране и противоречивых возможностях их внедрения. Ссылаясь на ранее представленный фундаментальный анализ видными российскими учеными либеральных реформ 1990-х гг., автор предлагает некоторые идеи для решения этих проблем и противоречий.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Разработка стратегии социально-экономического развития муниципального образования предполагает анализ действующей нормотворческой базы, количественные измерения настроений и потребностей населения для формирования эффективных методов целеполагания при ее реализации. В статье освещены результаты социологического опроса в рамках проекта по разработке Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Намский улус» на период 2019-2021 годов и до 2030 года. Данная Стратегия предполагает формирование миссии, приоритетов, стратегических целей и направлений социально-экономического развития муниципального образования, ключевых инвестиционных проектов, ресурсных источников, необходимых для достижения системы стратегических целей и задач долгосрочного социально-экономического развития. Отмечено, что основная задача Стратегии заключается в объединении органов местного самоуправления, государственной власти Республики Саха (Якутия) для формирования комфортных условий взаимодействия государства и общества с целью реализации стратегических задач социально-экономического развития муниципального образования «Намский улус». Авторами проведено комплексное исследование вопросов бюджетного процесса в муниципальном образовании «Намский улус».
Эффективное социально-экономическое развитие Российской Федерации невозможно без устойчивого развития ее субъектов, что предполагает создание сбалансированной региональной экономики, основанной на современной производственной, жилищно-коммунальной, транспортной и другой инфраструктуре; развитии социальной сферы и обеспечении благоприятных условий жизни населения; устранении дисбалансов в развитии регионов. При этом социально-экономическое развитие нашей страны приобретает все большую инновационную направленность, ставя тем самым перед государством новые задачи обеспечения устойчивой динамики инновационных процессов на региональном уровне. Определяющим условием инновационного развития страны в целом, а также ее регионов является эффективное регулирующее воздействие на всю совокупность направлений, повышающих инновационную активность и конкурентоспособность разных уровней. В статье авторами проанализированы позиции России в глобальном инновационном индексе; рассмотрены компоненты индекса, позволяющие стране иметь достаточно высокие результаты инновационной активности, а также те показатели, в которых Россия отстает от большинства стран. Отмечены факторы, оказывающие сдерживающее влияние на инновационные процессы как по количественным, так и по качественным индикаторам инновационной деятельности. На основе статистических данных авторами проанализированы основные социальные факторы, определяющие условия и результаты инновационного развития регионов за последние десять лет, а также выявлены основные проблемы, оказывающие сдерживающее влияние на инновационные процессы.
Статья посвящена исследованию актуального вопроса снижения налоговой задолженности в структуре местных бюджетов. Автором определены масштабы недоимки по платежам в местный бюджет и предложены меры ее сокращения. В статье посредством применения экономико-статистических методов выявлена значимость местных налогов в бюджете муниципальных образований, проанализированы их динамика и структура. На основе данных Федеральной налоговой службы и Федерального казначейства составлен рейтинг субъектов и федеральных округов Российской Федерации по темпам роста задолженности в бюджет по местным налогам за период 2006-2018 гг. Исследован уровень собираемости земельного налога в зарубежных странах. Автором систематизирована успешная отечественная и зарубежная практика сокращения налоговой задолженности местных бюджетов и повышения уровня собираемости местных налогов в зависимости от уровня бюджетноналоговой системы (федеральный, региональный, местный). Материалы статьи могут быть использованы в процессе обучения студентов различных ступеней образования для формирования исследовательской базы научными сотрудниками и при принятии решений по бюджетно-налоговым вопросам органами управления.
В статье представлено обоснование методики оценки устойчивого социально-экономического развития сельских территорий. Проведение исследования потребовало использования общенаучных методов, таких как анализ, сравнение, абстрактно-логический, монографический, а также специальных экономико-математических методов. Предложенная методика основана на использовании метода рейтинговых оценок. По результатам оценок сельские территории идентифицируются по типам (опережающие, преуспевающие, развивающиеся, отстающие, критические) и уровню социально-экономического развития (устойчивый, переходный, неустойчивый). Методика апробирована на примере сельских территорий Челябинской области. Для каждой территории были рассчитаны суммарные баллы и соответствующие им рейтинговые места. Наименьшее число баллов определяет наивысшее место в рейтинге. Большая часть районов отнесена к группе развивающихся территорий с характерным для них переходным уровнем социально-экономического развития (10 районов). На втором месте по численности отнесенных к типу территорий - отстающие территории с неустойчивым уровнем социально-экономического развития (6 районов). Сосновский муниципальный район определен как наиболее развитый (17 баллов). По результатам оценки данный район отнесен к преуспевающим территориям с характерным для него устойчивым уровнем социально-экономического развития. Практическая значимость проведенного исследования заключается в необходимости выявления тенденций сельских территорий к устойчивому социально-экономическому развитию и возможности дальнейшего использования полученных данных в государственных программах по устойчивому развитию сельских территорий на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
Статья посвящена совершенствованию управления человеческими ресурсами в образовательном учреждении. На основе российского и международного опыта рассмотрены основные задачи управления персоналом в современном вузе. Выявлены ключевые факторы, определяющие особенности кадровой работы в вузе в зависимости от стратегии развития, жизненного цикла, приоритетных направлений деятельности. Сформулированы отдельные предложения по усилению роли кадровой службы в повышении конкурентоспособности российских вузов на международной арене. Проанализированы основные резервы повышения эффективности кадровой работы в вузе. Выявлены препятствия и возможности для обеспечения вовлеченности персонала в решение стратегических задач образовательного учреждения на основе повышения мотивации сотрудников и учета их трудового вклада в поступательное развитие вуза. Отмечены имеющиеся противоречия и проблемы в области проведения оценки деятельности научно-педагогических работников и доведения результатов оценки до исполнителей. Предложена система комплексной оценки персонала образовательного учреждения, определены ее цели и задачи. Приведена классификация объектов, субъектов и методов проведения оценки. Обоснована необходимость применения прогрессивных методов проведения оценки персонала вузов на основе МВО (управления по целям) с использованием KPI, подхода «360 градусов» и др. Определены направления использования результатов оценки персонала при принятии кадровых решений.
Современный этап развития экономики характеризуется возрастающим интересом к изучению стратегического планирования и управления. Одним из важных направлений данной теории является изучение теоретико-методологических основ планирования как в самом широком смысле, так и в более узких. Современный этап развития мировой экономики характеризуется стремительной сменой внешних воздействий на предприятие, что предъявляет высокие требования к системе его управления, которая должна адекватно реагировать на вызовы времени. В этой связи значительно возрастает роль стратегического планирования, которое определяет основные направления деятельности предприятия на перспективу. В статье изложены существующие подходы к стратегическому планированию, а также факторы, оказывающие влияние на данный процесс. Автором исследованы имеющиеся в научной литературе трактовки термина «стратегическое планирование», приведена его формулировка с учетом современных трендов. Рассмотрены также понятия «стратегический анализ» и «стратегический прогноз», на основе которых формируется стратегический план предприятия. Проводится краткий анализ существующих методик планирования с целью составления стратегического плана. Сформулированы выводы о необходимости выбора оптимального методологического подхода и экономического инструментария для целей стратегического планирования.
В статье рассмотрены основные эволюционные витки государственного управления, проводится параллель между уровнем развития общества в целом и отдельного индивида, уровнем сложности устройства компаний и государственного аппарата. Каждый такой виток отличается от предыдущего стилем построения власти в организации, сложностью иерархических структур, требованиями к работникам разного ранга, корпоративной культурой. Все организационные парадигмы появлялись в ответ на внешнюю среду, тем или иным образом стимулируя адаптацию к изменчивой реальности. Многообразие и эволюция форм взаимоотношений среди индивидов, построение процесса их общей работы являются доказательством, причиной и необходимостью непрерывного развития организационных структур. Описанные авторами ступени имеют существующий аналог - организацию, последовательно действующую на основе той или иной парадигмы. В статье исследованы наиболее современные формы организационного устройства - так называемые зеленые и изумрудные организации; проанализированы их сильные и слабые стороны, наиболее интересные практики. На основе анализа компаний, относящихся к различным парадигмам, были сделаны выводы об эффективности применения их практик для решения фундаментальных проблем государственной организации. Объяснив причины проблем настоящего государственного управления и выявив, на основании какой парадигмы действуют государственные структуры нашей страны, были предложены варианты решения значимых проблем с применением опыта так называемых оранжевых, зеленых и изумрудных организаций. Согласно выводам, описанным в статье, невозможно перейти на более высокий уровень развития, перепрыгнув одну ступень, а значит, на данный момент имеет смысл последовательно вводить избранные практики более высоких уровней развития, тщательно анализировать результаты их внедрения и методом проб и ошибок искать свой собственный путь развития.
Россия стремится занять свою нишу в процессах международного разделения труда, которая соответствовала бы ее интеллектуальному, промышленному и научному потенциалам, чтобы стать полноправным участником мировой экономики, использовать преимущества международного обмена в целях экономического роста и эффективного реформирования структуры национальной экономики. Это подразумевает создание современной системы институтов международного сотрудничества и формирование комплекса эффективных инструментов для управления процессами интегрирования российской экономики в мировую экономическую систему в условиях глобализации, а также разработку продуманной государственной стратегии в области региональной экономики. В статье исследуется планирование процессов концентрации, управления этими процессами на научной основе и выбора оптимальных размеров предприятий. Рассматриваемые проблемы занимают значимое место в системе планирования промышленного производства. Планирование промышленной концентрации требует тщательной оценки параметров. Некоторые факторы действуют во всех отраслях, другие - в рамках отдельных отраслей или групп взаимосвязанных отраслей. Экономический эффект концентрации заключается в улучшении технико-экономических показателей изготовления продукции в результате увеличения размеров производства и предприятий. Автором обосновано, что концентрация больших производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов на одном предприятии позволяет более эффективно и экономично использовать все основные элементы производства (оборудование, сырье и рабочую силу), выявлены возможности по увеличению производительности труда и снижению издержек производства.
Качество проектной документации, в частности, используемые в ней ценообразование и сметное нормирование, оказывает существенное влияние на показатели эффективности проектов и контроль управления качеством их реализации. В статье проанализированы основные проблемы инновационного развития производственных систем. Автором разработан метод формирования основного капитала, основанный на повышении точности определения размеров капитальных вложений на всех стадиях инвестиционного цикла путем повышения качества проектно-сметной документации. Предложен метод определения стоимости проектируемых объектов, суть которого заключается в применении сформированной на информационной теории стоимости оценки объекта на всех стадиях проектирования по показателям его информационной сложности. Обоснована последовательность этапов реализации проекта с разделением работ подготовительного и основного периодов. Таким образом, стоимость объекта определяется не по конструктивным параметрам, а по общему значению параметрической сложности объекта. По результатам анализа основных проблем развития производственных систем сделан вывод: применение сметно-нормативной базы, разработанной на основе усовершенствованной методики, а также метода оценки стоимости элементов проекта, дает возможность координировать технический уровень проекта, при этом его параметры приводятся в соответствие с шестым технологическим укладом.
В статье показано, что конкурентоспособность является основным вектором развития организации. Большинство ошибок, ущербов, сбоев в социально-экономических системах происходит по вине конкретных людей, что приводит к необходимости тщательного изучения кадровых рисков, непосредственно связанных с конкурентоспособностью. Вместе с тем из всех существующих ресурсов любой организации самыми ценными являются люди, так как именно они развивают, производят и продвигают продукты и услуги. Развитие персонала, его профессиональных и личностных качеств - ключ к позитивным переменам в организации, одно из важнейших условий ее конкурентоспособности. Это обстоятельство указывает на необходимость направить усилия в системе кадрового менеджмента организации на внутрифирменное обучение персонала. Автором разработан интегрированный вариант моделей связи в механизме управления конкурентоспособностью организации. Показано, что необходимо проводить своевременное непрерывное обучение персонала в организации, используя предложенные модели связи, для упреждения и минимизации возможных ущербов, вызванных действиями персонала, а следовательно, обеспечения экономической безопасности организации, необходимого уровня конкурентоспособности для ее стабильного функционирования в настоящее время и в будущем.
В России одним из главных приоритетных направлений государственного управления является повышение его эффективности и результативности, а одна из основных целей государственного кадрового менеджмента состоит в повышении эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих. Реализация данных задач невозможна без эффективного использования современных методов и способов воздействия на кадровый состав государственных органов. В статье дано авторское определение современных методов управления эффективностью профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих. В качестве потенциальных методов управления эффективностью профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих автором рассматриваются: 1) управление по целям и результатам и система сбалансированных показателей; 2) проектное управление; 3) эффективный контракт. В результате проведенного исследования данные методы определены как современные методы управления эффективностью профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих. При этом выявлены существенные недостатки их практического использования. Значимость настоящего исследования определяется необходимостью модернизации выявленных современных методов управления эффективностью профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих. Устранение выявленных в результате исследования недостатков позволит не только адаптировать данные инструменты под современные цели государственных органов, но и повысить эффективность государственного управления в целом.
МАРКЕТИНГ, ЛОГИСТИКА, СФЕРА УСЛУГ
Статья посвящена проблемам российского ретейла. Особую актуальность она приобретает в связи с цифро-визацией нашей экономики и введенными рядом зарубежных стран санкциями. Авторами рассмотрены методические подходы к анализу операционных рисков в торговле и поиску моделей оценки рисков в операциях формирования заказов на товарный ассортимент, оплаты, приобретения, транспортировки, порчи, хранения и продажи товаров. Предложена концептуальная модель исследования операционных рисков в торговле, дано научно-методическое обоснование обобщенных методов и моделей, удобных для непосредственного применения при оценке операционных рисков на практике: валютных, инфляционных, процентных, транспортных рисков, рисков порчи и потери товаров, рисков упущенной выгоды. Представлены практические примеры использования группы формальных методов оценки рисков при проведении оптовых операций по закупке и продаже обуви крупным обувным розничным ретейлером. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применять предложенные модели для оценки операционных рисков, что позволит снизить убытки и минимизировать риски, избежать возникновения неблагоприятных экономических последствий в деятельности отечественных ретейлеров.
В статье исследуются основные проблемы российских торговых сетей. Авторами рассмотрены публикации в зарубежной научной литературе по управлению ассортиментом и запасами в ретейле. В результате проведения системного анализа логистической и маркетинговой деятельности сетевых торговых операторов сектора FMCG в России были выявлены основные тенденции, определяющие их вектор развития на ближайшие 5-10 лет, а также выступающие катализатором имеющихся проблем. Для детализации основных проблем были использованы итоги реализованных за 15 лет проектов по реинжинирингу бизнес-процессов и оптимизации товарных запасов (ТЗ) в торговых сетях. Были выделены две основные проблемы, характерные для большинства ретейлеров: низкая оборачиваемость запасов, приводящая к появлению излишков (Overstock), и дефицит (Out-Of-Stock) наиболее ходового и прибыльного товара в точках продаж - торговых подразделениях или в филиалах (региональных складах). Причем эти ключевые проблемы практически всегда присутствуют у торговых сетей совместно, поэтому глобальная проблема имеет следующую формулировку: хронический дефицит товара при избыточном товарном запасе. Соответственно, на текущий момент у торговых сетей возникла потребность в решении целевой задачи - формирования уникального ассортимента для каждой точки продаж или даже отдельного клиента и оперативного обслуживания появившегося спроса при оптимальном уровне товарных запасов и затрат. В процессе практической реализации проектов по оптимизации ТЗ в торговых сетях авторами был выработан определенный алгоритм решения проектных задач, в результате применения которого установлено, что внешние, неизученные условия могут привести к негативным итогам реализации проекта.
ISSN 2587-9251 (Online)