Приоритеты в стратегическом управлении персоналом в сфере туризма и гостеприимства
https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-1-238-250
Аннотация
Актуальность вопросов стратегического управления персоналом в сложных и неоднозначных современных условиях подтверждается значением персонала в сфере туризма и гостеприимства и определяется профессиональными качествами сотрудников, что обусловливает уровень удовлетворенности туристов, эффективность и конкурентоспособность организации в целом. Цель исследования – разработка приоритетов среди альтернативных возможностей в стратегическом управлении персоналом предприятий туристской и гостиничной индустрии. Методология исследования построена на основе интеграции системного подхода и стратегического менеджмента. Сформированная модель стратегического управления персоналом и эмпирические данные на предприятиях гостиничного типа характеризуют высокую текучесть персонала, неравномерность занятости, отсутствие социальных способов стимулирования, важность экономических способов мотивации, доступных обычно для крупных отелей. Поэтому на каждом предприятии вырабатывается своя система способов удержания сотрудников на основе баланса материальных и нематериальных стимулов, формируется комплексный подход к методам управления персоналом. Разработка приоритетов в стратегическом управлении персоналом основана на положениях стратегии развития организации и ее основных составляющих. При этом в качестве альтернативных возможностей предлагаются следующие направления: инновационное управление персоналом с элементами ИКТ, исследовательско-аналитический подход, концепция Well-being.
Об авторах
Л. И. ДонсковаРоссия
Донскова Людмила Ивановна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и капитала РГСУ.
129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 8
М. Г. Заводчикова
Россия
Заводчикова Марфа Геннадиевна - старший преподаватель кафедры экономики, финансов и капитала РГСУ.
129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 8
Список литературы
1. Вакараева М. М., Атаева А. А., Исраилова Х. А. Система управления персоналом предприятия гостеприимства // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2022. – Т. 12. – № 11А. – С. 118–125.
2. Власова Т. А. Систематизация показателей оценки эффективности управления персоналом // Менеджмент в России и за рубежом. – 2022. – № 2. – С. 54–59.
3. Дехтярь Г. М., Верна В. В., Прохорова О. В., Хохлов И. Ю. Механизмы удержания персонала в индустрии гостеприимства: критический анализ и инструментарий // Сервис в России и за рубежом. – 2023. – Т. 17. – № 1. – С. 156–167.
4. Донскова Л. И. Системный подход к исследованию управления социокультурным обслуживанием населения как двухуровневой системой // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – № 388. – С. 59–64.
5. Донскова Л. И., Крюкова Е. М., Хетагурова В. Ш., Шадская И. Г. Комплексный подход к государственному регулированию туризма: теория и практика // Социальная политика и социология. – 2022. – Т. 21. – № 3 (144). – С. 5–13.
6. Донскова Л. И., Удальцова М. В. Подход к оценке эффективности сервиса как социальной системы // Известия Томского политехнического университета. – 2013. – Т. 323. – № 6. – С. 216–222.
7. Ибрагимов Э. Э., Верна В. В. Эффективность управления персоналом предприятий туристической отрасли // Экономика и управление: теория и практика. – 2021. – Т. 7. – № 2. – С. 13–20.
8. Игнатьева Е. В., Козлова Т. А., Pыжакова Е. В. Анализ эффективности системы управления персоналом (на примере ООО «Гостиница ‘‘Bолна’’») // Глобальный научный потенциал. – 2022. – № 1 (130). – С. 186–188.
9. Королёв В. И., Дикуль Е. В. Цифровая трансформация системы управления персоналом // Менеджмент в России и за рубежом. – 2022. – № 2. – С. 41–48.
10. Курочкина А. А., Лурина О. В., Tестоедова Н. Р. Совершенствование стратегии управления персоналом в индустрии гостеприимства: вызовы и тренды // Наука и бизнес: пути развития. – 2022. – № 3 (129). – С. 161–167.
11. Морозов М. А., Морозова Н. С. Инновационные подходы к управлению персоналом в индустрии туризма и гостеприимства в условиях новой нормальности // Сервис в России и за рубежом. – 2021. – Т. 15. – № 5. – С. 17–24.
12. Парушина Н. В., Журавлёва А. А. Стратегическое управление персоналом в индустрии туризма и гостеприимства как фактор конкурентоспособности предприятия // Вестник ОрелГИЭТ. – 2020. – № 3 (53). – С. 63–68.
13. Терещук Е. А. Вопросы измерения эффективности организационной культуры в контексте управления персоналом // Социум и власть. – 2020. – № 6 (86). – C. 55–66.
14. Трегулова И. П., Калинкина С. А. Пути совершенствования организации эффективного управления персоналом предприятий туристического бизнеса // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2022. – Т. 4. – № 220. – С. 4–11.
15. Хасан С. Важность обучения в подготовке квалифицированных работников в гостиничных предприятиях // XХXIV Международные Плехановские чтения. 24–25 марта 2021 г. : сборник статей аспирантов и молодых ученых. – М. : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2021. – С. 237–240.
16. Яковлева М. А., Шостак М. А. Применение концепции Well-being предприятиями индустрии гостеприимства // Human Progress. – 2020. – Т. 6. – Вып. 2. – С. 9.
Рецензия
Для цитирования:
Донскова Л.И., Заводчикова М.Г. Приоритеты в стратегическом управлении персоналом в сфере туризма и гостеприимства. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2025;(1):238-250. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-1-238-250
For citation:
Donskova L.I., Zavodchikova M.G. Priorities in Strategic Personnel Management in Tourism and Hospitality. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2025;(1):238-250. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2413-2829-2025-1-238-250