Preview

Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова

Расширенный поиск
№ 4 (2023)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.21686/2413-2829-2023-4

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

5-14 330
Аннотация

Эффективное экономическое развитие Российской Федерации является одним из ключевых факторов стабильного функционирования государства, способного выполнять возложенные на него функции государственного управления и обеспечения национальной безопасности, без которых невозможно динамичное социально-экономическое развитие Российского государства и общества. В настоящее время национальная экономика Российской Федерации развивается по пути цифровой трансформации, построения экономики инновационного типа с последующим переходом на новый технологический уклад, что предусмотрено соответствующими государственными программами. При этом экономическое развитие осложнено определенными геополитическими условиями, выражающимися в некорректном политическом и экономическом поведении недружественных государств, принявших в отношении Российской Федерации решения о введении экономических санкций. В указанных геополитических условиях особое значение для динамичного экономического развития имеют качество и эффективность функционирующей политической системы, а также качество институциональной среды, обусловленное качеством политической системы. В статье рассмотрена структура политической системы Российской Федерации с точки зрения ее влияния на динамику экономического развития. Установлено, что политическая система как элемент институциональной структуры России состоит из двух групп институтов, представляющих интересы Российского государства и российского общества, которые в вопросах социально-экономического развития не во всех случаях совпадают. В рамках институционального анализа автор предлагает выделить в политической системе два блока – государственный блок и блок, представляющий интересы российского общества с целью выявления совпадающих и противопоставленных интересов государства и общества для их гармонизации в процессе разработки государственной экономической политики. Предложены критерии, соответствие которым политической системы как одного из основных элементов институциональной структуры России, влияющих на интенсивность экономического развития, позволит признать политическую систему эффективной, способной создать действенную институциональную среду (совокупность формальных институтов), способствующую динамичному развитию национальной экономики в рамках утвержденных государственных программ.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ, СТАТИСТИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

15-30 250
Аннотация

В статье изложены аспекты математического исследования психологии процесса кадрового отбора персонала жизнеспособной организации. Подчеркивается, что учет психологических и мотивационных аспектов в реальных задачах многокритериального выбора и упорядочения делает исследовательский подход обоснованным и позволяет на всех структурных уровнях организации поддерживать жизнеспособность и эффективное функционирование объекта в рамках модели активной рекурсивной системы. При моделировании психологии поведения руководителя-принципала исследование проводится путем реализации системного описания процесса «принципал-агент» с учетом реальных практик и подходов, известных автору в силу полученного профессионального, научного и преподавательского опыта. Для математического моделирования итоговых суждений и оценок, которые формируются экспертами, а также заинтересованными и принимающими решение лицами, используются результаты теории высшей алгебры, аппарат метода анализа иерархий и концептуальные подходы теории четких и нечетких множеств. Для объяснения психолого-эмоциональных и когнитивных представлений о значимости критериев «компетентность», «мотивация» и «лояльность», выделяющихся как главные, которыми руководствуются лица, принимающие итоговые решения, а также при моделировании суждений о величине влияния рисков, которые по внутреннему ощущению и мнению экспертов сопровождают процедуру отбора претендентов, автором используются опубликованные результаты современных фундаментальных исследований в данной области. На наглядных примерах демонстрируется влияние фоновых характеристик конкурса на распределение занимаемых мест претендентами. Изложенный материал полезен для процесса формализации концептуальных аспектов теории и практики формирования трудоспособных коллективов жизнеспособных организационных систем, применим при классификации потенциальных рисковых ситуаций, организуемых сотрудниками подразделений разного уровня, эффективен для адаптации форсайт- и логфрейм-технологий к практике диагностирования и проектирования эффективных активных структур, отвечающих современным социально-экономическим требованиям развитых обществ.

31-43 285
Аннотация

В статье предлагаются новые подходы к приоритизации вывода из эксплуатации объектов ядерного наследия Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» по уровню социально-экономического потенциала территорий их расположения, потенциальной опасности и с учетом анализа различных вариантов возврата промышленных площадок в хозяйственное использование. Эффективность работ по ликвидации ядерного наследия может быть повышена, в том числе за счет привлечения инвестиционного капитала, в тех случаях, когда помимо конечного состояния площадки проработано ее целевое состояние в результате перепрофилирования и разработки проекта комплексного развития территории (редевелопмента). Для проработки вариантов конечного состояния проведены сбор и систематизация данных о 69 площадках, на которых эксплуатация ядерно и радиационно опасных объектов по проектному назначению уже прекращена или будет прекращена до 2025 г. и сформирован перечень из 33 площадок, которые не имеют явных ограничений для возврата в хозяйственный оборот. В рамках данной статьи разработаны методики и представлен результат их апробации на примере рассмотрения возможных вариантов целевого состояния для пилотной площадки одного из предприятий Госкорпорации «Росатом» с использованием условных величин для демонстрации расчетов финансово-экономической модели.

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ

44-53 1208
Аннотация

Указом Президента России от 7 мая 2018 г. была сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», реализация которой осуществляется по 10 основным направлениям. В частности, рассматриваются возможности использования искусственного интеллекта в целях устойчивого экономического развития и обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов и государства в целом. Раскрывается необходимость внедрения искусственного интеллекта в систему управления рисками хозяйствующих субъектов. Рассматривается динамика объема российского и зарубежных рынков технологий искусственного интеллекта. Отмечается, что основой развития национальной экономики в современных условиях и обеспечения необходимого уровня экономической безопасности является переход к неоиндустриальной модели развития экономики. По сути, конкурентные преимущества получает экономика, позволяющая в максимальной степени использовать инновационные технологии. Выделены проблемы, препятствующие развитию технологий искусственного интеллекта в России, преодолеть которые, по мнению авторов, можно только на основе комплексного и системного подхода. Отмечается, что технологии искусственного интеллекта применимы к различным сферам деятельности хозяйствующих субъектов любой формы собственности, поскольку могут успешно и эффективно устранять подавляющее большинство так называемых системных противоречий и конфликтов за счет специфических индивидуальных ресурсов.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

54-69 284
Аннотация

Переход к устойчивому развитию на глобальном, национальном и региональном уровне продолжает оставаться актуальной задачей настоящего времени. Одним из важнейших аспектов такого перехода является модернизация физического капитала, непосредственно связанная с инновационной активностью. В статье представлен анализ взаимосвязи основных показателей физического капитала и инновационной активности в Камчатском крае. При помощи однофакторных и многофакторных функций влияния на сферу инноваций выявлено наличие или отсутствие зависимости инновационной активности от факторов объема физического капитала, объема инвестиций и сальдированного финансового результата. Установлено отсутствие значимой связи между объемом инвестиций и инновационной активностью в регионе, что означает необходимость разработки и применения дополнительных мер, способствующих модернизации физического капитала. Предложен ряд инструментов стимулирования инновационной активности в регионе, среди которых организационно-экономические, научно-методические, информационно-аналитические, маркетинговопотребительские, правовые. Автором показано, что формирование региональной системы «наука – образование – инновации» для Камчатского края позволит расширить возможности стимулирования и поддержки инновационной активности в регионе. Полученные результаты могут быть использованы при разработке документов стратегического и программно-целевого характера, направленных на формирование инновационного кластера в регионе.

70-76 254
Аннотация

Социально-экономическое развитие регионов России является важной составляющей экономической политики Российского государства. В этой связи систематическая выработка инновационных механизмов по развитию высокотехнологичных компаний, в особенности в преференциальных зонах промышленнопроизводственного типа, является важным элементом национальной экономики. Цель настоящего исследования – выявление инновационных подходов для совершенствования стратегий привлечения высокотехнологичных компаний в преференциальные зоны Тульской области и на основе полученных результатов повышение конкурентоспособности региона на внутреннем и международном рынке. Основной задачей исследования является совершенствование теоретико-методического обеспечения процесса выявления и учета факторов и условий размещения высокотехнологичных компаний в регионе на основе инновационных организационно-экономических механизмов. В ходе работы использовались методы системного анализа, элементы процессного, результативного и ресурсного подходов, современные методики сбора и обработки исходной информации. В Тульской области начиная с 2016 г. правительством Российской Федерации было инициировано создание трех преференциальных зон – ОЭЗ ППТ «Узловая», ТОР «Ефремов» и ТОР «Алексин», а также государственного индустриального парка «Узловая». Благодаря инструментам господдержки на федеральном и региональном уровне в Тульской области удалось создать уникальную и экономически перспективную площадку для привлечения высокотехнологичных компаний, сформировать высококвалифицированные новые отрасли, позволяющие дать существенный импульс для социально-экономического развития и повышения качества жизни в регионе.

77-87 213
Аннотация

Модернизация экономики региона требует решения проблемы привлечения инвестиций для обновления производственных технологий, перехода на выпуск инновационной продукции. В статье отмечается необходимость выявления и развития факторов инвестиционной привлекательности, а также определение степени их воздействия на экономические показатели региона. Привлекательность региона для инвестора зависит от двух компонентов: инвестиционной привлекательности самого региона (с точки зрения полноты и адекватности инвестиционного законодательства, правовой защиты инвестора, региональной государственной политики и др.) и привлекательности объектов инвестирования (с точки зрения финансового состояния организации и ее эффективности). Автором на основе рассмотренных факторов проведено исследование формирования инвестиционной привлекательности, предложены поэтапные шаги для ее определения. Проанализированы входные переменные для оценки сомнительной инвестиционной привлекательности, активности угроз на региональном уровне и микроклимата региона. Результаты исследования позволяют оценить силу связи между энергетическими факторами и инвестиционной привлекательностью территориальных единиц.

88-96 300
Аннотация

Цифровая трансформация национальной экономики как на макроуровне, так и в разрезе регионального и отраслевого развития является одной из национальных целей и направлена на повышение качества и комфортности жизни, развитие бизнеса и конкурентной среды. Целью исследования является определение основных приоритетов и проблем цифрового развития российской экономики на региональном уровне, а также цифровых возможностей государственного управления. В статье представлен анализ применения цифровых технологий для управления национальной экономикой на региональном уровне. В качестве теоретико-методологической базы исследования рассмотрены труды российских и зарубежных исследователей в области формирования и становления информационного общества, цифровой экономики и цифрового государственного управления. Автором широко представлены материалы как международных экспертных и аналитических организаций (Всемирный экономический форум, Всемирный банк), так и национальных исследовательских институтов (Высшая школа экономики). Практическое значение исследования заключается в выявлении возможностей реализации концепции электронного правительства для повышения качества предоставляемых государственных услуг, комфортности жизни, развития бизнеса и конкурентной среды.

ФИНАНСЫ

97-107 448
Аннотация

В статье содержатся мнения экспертов кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова об антикризисной политике российского финансового регулятора в 2022 г. Предпринятые Банком России оперативные меры по стабилизации положения на всех сегментах финансового рынка – валютном, кредитном, фондовом, биржевом, страховом – имели конкретные позитивные результаты как для субъектов рынка, так и для клиентов кредитных и некредитных организаций. Рассмотрены введенные ограничения на валютные и платежные операции, меры финансовой поддержки заемщиков (малых и средних предприятий, физических лиц) антикризисные инструменты денежно-кредитной политики, решения регулятора по реструктуризации кредитных задолженностей предприятий. Сделан акцент на регулятивных послаблениях банкам с целью смягчения их обязательств перед регулятором и поддержания их ресурсной базы в период кризиса, а также на структурных изменениях валютных портфелей банков в направлении повышения доли новых валют дружественных стран. Дана экспертная оценка ключевым антикризисным мероприятиям регулятора, обоснован ряд рекомендаций по адаптации российского финансового рынка, его субъектов, регулятора к последствиям санкционного давления и новым задачам будущего развития.

108-116 275
Аннотация

В статье проведен анализ влияния налогообложения на финансовый результат, являющийся одними из ключевых показателей оценивания эффективности деятельности экономических субъектов. Рассмотрено влияние косвенных и прямых налогов на эффективность деятельности организации в контексте условно-переменных и условно-постоянных затрат, а также влияние выбора организационно-правовой формы на систему налогообложения экономического субъекта. Показаны преимущества и недостатки системы налогообложения, исследована проблема изменения системы налогообложения на примере отдельных отраслей. Обоснована необходимость оптимизации налогообложения, рассматриваемой в качестве инструмента сокращения расходов и увеличения экономической выгоды субъекта и, как следствие, его эффективности. Приведены основные методы оптимизации налогообложения, способные увеличить эффективность деятельности организации путем снижения налоговой нагрузки. В статье отражено влияние налогов на такие финансовые показатели, как платежеспособность, ликвидность, рентабельность, деловая активность, финансовая устойчивость, которые в первую очередь влияют на эффективность бизнеса. Рассмотрено позитивное (стимулирующее) и негативное влияние налогов на деятельность экономического субъекта в условиях неопределенности.

117-126 177
Аннотация

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты действующего законодательства в сфере налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Представлен анализ текущего состояния отраслей сельского хозяйства. Отдельно выделена отрасль растениеводства, развитие которой имеет стратегическое значение для обеспечения продовольственной безопасности государства. Учитывая, что отрасль растениеводства представлена преимущественно индивидуальными предпринимателями, функционирующими в условиях нестабильной политико-экономической ситуации, авторами рассмотрены проблемы и перспективы ее деятельности в переходный период вхождения Донецкой Народной Республики в состав Российской Федерации, а именно последствия перехода с фиксированного сельскохозяйственного налога, действовавшего в Донецкой Народной Республике, на единый сельскохозяйственный налог в соответствии с системой налогообложения Российской Федерации. На основе проведенного анализа даны предложения, касающиеся снижения ставки налогообложения, направленные на поддержку аграриев и восстановление отрасли.

127-135 257
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы определения места криптовалюты в системе финансовых инструментов, а также ее правовой статус в России и мире. Обозначены потенциальные угрозы для пользователей криптовалютной системой, а также способы правового регулирования криптовалютных транзакций. Анализируется терминология, используемая в криптовалютной сфере. Рассматриваются основные виды криптовалют. Определены их характерные черты. Представлены современные концепции регулирования криптовалютного рынка в России и мире. В качестве методологической основы статьи выступают диалектический, формально-правовые, систематические, сравнительно-правовые, структурно-функциональные и другие методы. В ходе исследования автор приходит к выводу о необходимости установления государственного контроля за регулированием правового статуса криптовалюты и недопущении ее возможного негативного влияния на экономику страны. Для этого необходимо разработать законопроект, который будет решать вопросы регулирования и контроля криптовалютных транзакций.

ЭКОНОМИКА ТРУДА

136-145 242
Аннотация

Современная система обучения на основе предварительной независимой оценки компетенций создает и поддерживает условия постоянного роста профессионализма сотрудников и обеспечивает вовлечение каждого сотрудника в собственное профессиональное совершенствование. В статье рассматривается методика разработки программы независимой оценки сотрудников, которая включает несколько последовательных шагов. Важным моментом является формирование модели компетенций исходя из содержания профессиональных стандартов, профиля должности и профессиограмм. Профессиональные стандарты подбираются в соответствии с текущей деятельностью сотрудников и содержанием должностных инструкций. Количество профессиональных стандартов для проектирования модели управления зависит от деятельности подразделений для независимой оценки. На основе модели компетенций формируется банк заданий или вопросов. Количество вопросов и разная сложность их содержания позволяют после тестирования распределить сотрудников на три и более групп владения компетенциями. Таким образом, результаты проведения независимой оценки позволят спроектировать профиль сотрудника и принять управленческие решения в отношении организации обучения и выбора актуальных дисциплин. Предварительное проведение независимой оценки владения компетенциями позволяет эффективно организовать обучение сотрудников, которое способствует развитию кадрового потенциала и эффективной работе организации в целом.

146-156 290
Аннотация

В статье рассматриваются современные тенденции занятости на российском рынке труда, которые возникли в результате проводимых правительством Российской Федерации мероприятий по противодействию распространения COVID-19, а также в результате тяжелейшего санкционного давления стран Запада на экономику России. Авторами проведен теоретико-методический анализ в отношении признаков проявления несовершенной конкуренции на российском рынке труда; выявлены негативные последствия распространения нестандартных и гибких форм занятости на социально-трудовые отношения между работниками и работодателями; определена роль цифровизации социально-трудовых отношений с предметных позиций несовершенной конкуренции на российском рынке труда. На основании проведенного анализа сделаны выводы об актуальности и необходимости реализации концепции по повышению конкурентоспособности работников при выработке мер государственного и институционального регулирования российского рынка труда. Определены основные методологические принципы реализации концепции – комплексности и системности.

157-170 208
Аннотация

Актуальность исследования обусловлена вызовами цифровой трансформации городского и жилищнокоммунального хозяйства, на темпы и результативность которой влияют региональные особенности. С их учетом должна функционировать система подготовки профессиональных кадров для отраслей жизнеобеспечения в связке среднего профессионального и высшего образования. В статье представлен краткий анализ динамики и структуры населения, обеспеченности его жильем, сводные данные по итогам реализации федеральных и региональных программ на материалах Республики Калмыкия, а также приведены характеристики городского и жилищно-коммунального хозяйства, сделаны выводы и даны предложения автора. Цель проведенного исследования – определение особенностей подготовки кадров для системы городского и жилищно-коммунального хозяйства в Республике Калмыкия и необходимости подготовки профессиональных кадров и развития системы СПО – ВО в контексте готовности к вызовам цифровой трансформации городского и жилищно-коммунального хозяйства.

171-180 338
Аннотация

В статье актуализируется положение о том, что ускорение цифровизации, нарастание виртуальной доминанты и технологическая нагруженность производственных процессов требуют достаточного количества и качества высокоподготовленных ИТ-профессионалов с необходимым набором знаний, компетенций и релевантного опыта, соответствующих запросам новой модели развития. Отмечено, что, несмотря на популярность ИТ-специальностей и большой спрос на ИТ-образование, современная Россия испытывает значительный дефицит ИТ-специалистов различного уровня подготовки. Оценены масштабы кадрового «голода» в российских ИТ-секторах на основе отчетов национальных и зарубежных аналитических агентств. Методом контент-анализа выявлен комплекс факторов, обладающих кумулятивным эффектом, накопившимся за ряд предшествующих лет: отставание российской системы академических институтов образования в подготовке ИТ-специалистов от запросов цифровых секторов; ускорение процессов виртуализации в период пандемической ситуации в России, усугубивших ИТ-кадровый дисбаланс; отток и релокация ИТ-специалистов на фоне изменившихся геополитических условий и пр. Делается вывод, что кадровый разрыв в национальных цифровых отраслях – это тренд среднесрочного периода, который требует внедрения комплекса действенных мер, поэтапно перекрывающих потребность цифровой экономики в ИТ-кадрах в горизонте 2023–2030 гг.

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

181-193 459
Аннотация

В статье рассмотрены возможные альтернативы развития молодежного предпринимательства в России с позиции экспертной оценки. На основании анализа эмпирического и нормативного материала, а также национального опыта были определены три подхода к решению поставленной цели: 1) с позиции процессов социализации и всестороннего развития молодежи; 2) с точки зрения российско-белорусского опыта (увлеченность нормативными установками, формальными методами отчетов и региональным бюджетным софинансированием проектов); 3) в ходе актуализации виртуальной, цифровой предпринимательской активности на базе университетов. С позиции авторской точки зрения по проблемам развития молодежного предпринимательства в России были определены приоритеты. Автором определена востребованность формирования предприятий для конкурентных отраслей в международном плане (при поддержке конкурсов проектов на основе действующих молодежных фирм при использовании налоговой политики); смены нормативноадминистративной парадигмы в поведении регулятора на рынке для молодежи (установление норм и практик как обобщение последствия массового успеха реальных проектов, а не авансирование нормативов и обязательств); роста значения частного сектора в развитии молодежного предпринимательства (усиление мотивации и интереса у социальных сетей и СМИ); использования механизмов венчурного финансирования и роли бизнес-ангелов на основании региональных и федеральных бизнес-лидеров; отказа от массового использования вузов в деле развития молодежного бизнеса. Также были предложены инструменты альтернативного развития предпринимательства в молодежной среде на основе частной инициативы. Альтернативное развитие предполагают и универсальные изменения по продвижению проектов в российском обществе и на рынках.

194-201 196
Аннотация

Современное социально-экономическое развитие свойственно переходу на шестой технологический уклад, который в свою очередь предусматривает применение высокоинтеллектуальных, умных инноваций и инструментов цифровой технологии. Их использование в сложный период пандемии позволило не только продолжить эффективную работу, но и обнаружить новые, перспективные возможности для расширения бизнес-партнерства, продвижения товара, улучшения качества обслуживания, повышения конкурентоспособности и производительности, сокращения издержек, формирования инновационных бизнес-моделей. В целом они фундаментально влияют на коренное изменение тактики, стратегии деятельности во всех сферах. Сегодня невозможно представить ни один сектор экономики без цифровых технологий. Их эффективность оценили как потребители, предприниматели, так и государство. Малое предпринимательство также хорошо восприимчиво к инновациям и заинтересовано в применении цифровых технологий, поскольку они не только ускоряют, но и полностью автоматизируют процесс. Однако, несмотря на многочисленные преимущества цифровых технологий, малое предпринимательство сталкивается с различного рода проблемами. Изучение зарубежного и отечественного опыта деятельности малого предпринимательства позволило выявить ряд факторов, препятствующих применению цифровых технологий на практике. На основе исследования автором даны научно-методические, практические предложения и рекомендации, способствующие эффективному использованию цифровых технологий.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

202-212 178
Аннотация

Специфика построения эффективной целевой системы управления знаниями (СУЗ) координационного типа предполагает ее связь с созданием необходимых компетенций разного уровня. Формирование организационной структуры промышленного предприятия должно базироваться на комплексе фундаментальных принципов, включающих ряд требований к сфере знаний, организационному проектированию, взаимодействию с ключевыми группами стейкхолдеров и т. д. Основным научным результатом статьи является интегральный подход к формулированию методических основ формирования системы управления знаниями на базе комплекса базовых принципов, которые следует учитывать при организационном проектировании СУЗ.

213-218 318
Аннотация

В статье сделан акцент на усиливающейся тенденции развития третьего сектора экономики – некоммерческих организаций (НКО). Существенный вклад в это усиление вносит государство, в том числе приняв стратегическое решение о приоритете развития некоммерческих организаций, что нашло отражение в конституционной реформе 2020 г. Однако, кроме государственной поддержки, необходимо отметить и растущую активность гражданского общества, которое все больше участвует в жизни страны, в том числе и посредством помощи некоммерческим организациям. Поддержка государства, проявляющаяся как в идеологическом, так и в финансовом аспектах (путем выдачи грантов), внимание граждан страны накладывают на НКО существенную долю ответственности. Как следствие этой ответственности, некоммерческим организациям необходимы максимальная прозрачность и эффективность ведения деятельности. В связи с этим одной из важных задач является измерение эффективности работы в некоммерческой организации. Автором изложены три подхода к измерению эффективности деятельности некоммерческих организаций, приведены формулы расчетов и примеры их использования. Предложенные подходы позволяют не только измерять эффективность на уровне одной отдельной организации, но и служат источником данных для сравнения в одной территориальной единице, например, в крае или регионе. Следует отметить, что измерение эффективности работы – важный фактор конкурентоспособности НКО в борьбе за привлечение ресурсов, в частности за государственное финансирование. Кроме того, данные об эффективности работы повышают уровень доверия общества, которое в свою очередь выступает источником ресурсов для некоммерческих организаций. Еще одним важным доводом в пользу необходимости измерения эффективности является мотивация сотрудников и волонтеров некоммерческих организаций. Сотрудникам НКО важно эмоциональное удовлетворение от своей работы, так как зачастую материальное вознаграждение достаточно условно. Именно поэтому высока роль морального и эмоционального удовлетворения. Осознание эффективности своей работы – источник вдохновения и мотивация для людей помогающих профессий. Формальная оценка работы организаций грантодателей, предусмотренная в виде отчетности по результатам использования грантов, недостаточна как для сотрудников некоммерческих организаций, так и для широких слоев общественности, поскольку по сути представляет собой подтверждение юридически правильной обоснованности потраченных средств. Отдельное внимание в статье уделено конкретным направлениям в повседневной работе НКО для повышения эффективности их деятельности и формирования уровня доверия той части населения, которая активно вовлечена в деятельность НКО.

219-226 200
Аннотация

В статье раскрываются ключевые аспекты управления вторичными ресурсами в экономике замкнутого цикла, идеология которой предполагает безотходное производство и бережное отношение к окружающей среде в соответствии с концепцией устойчивого развития, последовательно реализуемой в условиях происходящих перманентных институциональных преобразований. Сегодня при линейной модели организации производства должным образом не принимается во внимание воздействие на природу: используются экологически неустойчивые ресурсы, отходы утилизируются, ущерб адекватно не оценивается. Вхождение в экономику замкнутого цикла предполагает тщательный отбор сырья, отходы которого могут быть переработаны и повторно задействованы в производственном процессе (рассматриваются в качестве возобновляемой энергии). В изменившихся условиях реализации бизнес-процессов будет востребован принципиально новый подход к управлению вторичными ресурсами. Основное внимание будет сосредоточено на информационноаналитическом и инженерно-технологическом обеспечении. На практическом примере обоснована экономическая целесообразность использования вторичных ресурсов для расширения финансовых возможностей хозяйствующих субъектов посредством принятия взвешенных управленческих решений. Опыт лучших практик показывает, что передовые инновационные разработки основываются на максимально взвешенном расходовании ресурсов, предполагающем повторное использование отходов, что повышает прибыльность бизнеса и предотвращает неблагоприятное экологическое воздействие на окружающую среду.

МАРКЕТИНГ,ЛОГИСТИКА, СФЕРА УСЛУГ

227-234 491
Аннотация

Цифровая трансформация, которая происходит во всех сферах жизнедеятельности человечества, стремительно изменяет подход к налаживанию маркетинговых коммуникаций, поскольку удельный вес офлайнканалов маркетинговых коммуникаций с каждым годом уменьшается. Ввиду того, что банковский сектор является локомотивом внедрения цифровых и технологических решений, то именно банки способны подстраиваться под запросы современного клиента, формируемые в условиях цифровой трансформации. Анализ научных исследований, посвященных внедрению на рынок банковских продуктов и услуг элементов электронной коммерции, современных цифровых технологий, интернет-банкинга и мобильного банкинга, показывает, что именно эти элементы еще мало изучены, но явно востребованы и интересны клиентам. Поэтому в статье определены трансформационные ориентиры развития банковского маркетинга в зависимости от глобализационных преобразований экономики, проведен эволюционный анализ современной концепции – цифрового маркетинга, а также выявлена высокая динамичность развития информационных технологий на рынке банковских услуг.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-2829 (Print)
ISSN 2587-9251 (Online)