№ 4 (2020)
Скачать выпуск
PDF
ЭКОНОМИКА
5-12 510
Аннотация
Международные институты развития фактически навязывают развивающимся странам, в том числе России, модель развития, которая позволяет использовать внутренние ресурсы таких государств для формирования в них цифровой инфраструктуры, облегчающей проникновение на их рынки программно-аппаратных решений, внедряемых иностранными компаниями и не способствующих развитию собственных компетенций в области ключевых технологий, определяющих в будущем развитие цифровой экономики. В статье раскрываются особенности национальных программ развития цифровой экономики в развитых странах и приводятся рекомендации международных институтов развития развивающимся странам в этой сфере. Демонстрируются принципиальные различия в реальных задачах, которые ставятся в рамках направлений развития цифровой экономики. Показано, что культурные и психологические барьеры играют важную роль в сложных условиях, которые требуют серьезных трансформаций в связи с цифровыми изменениями. Новым направлением интеграции в мировое пространство можно назвать Интернет вещей. Использование компаниями концепции Интернета вещей как явления может ограничить экономический и социальный процессы, которые отделяют потребности человеческого участия от ряда действий и операций. Авторы отмечают, что концепция «Индустрия 4.0» не ограничивается только технологиями, поскольку она нуждается в культурных изменениях из-за оцифровки.
13-23 482
Аннотация
Современные концепции, теории и методологии классической политической экономии, экономической науки в целом, государственного и хозяйственного управления наглядно показывают свою несостоятельность в решении вопросов рациональной организации общественного воспроизводства по уровням хозяйствования. Они характеризуются субъективно-договорным и догматическим инструментом, соответствующей теорией познания, которые направлены на сохранение дискриминационно-деградационной, религиозно-политической исходной модели жизнедеятельности человека и общества в природе «Тиран – Жертва». Их альтернативой является системно-целостная междисциплинарная методология, обеспечивающая разработку подлинно научной, объективной экономической теории, рациональной практики государственного и хозяйственного управления общественным производством, исключая политиканство, субъективизм и волюнтаризм. Сложившееся в России внутреннее и внешнее социально-экономическое положение свидетельствует о том, что ни традиционные общественные науки и ее ведущие ученые, ни государственный аппарат и их советники-ученые, ни политики не в состоянии представить вариант дальнейшего позитивного развития общества и производства на ближайшее время. Представленный нами дополнительный к традиционному комплекс понятий, категорий и инструментов познания разработан на основе предлагаемых сторонниками классического политэкономического, биосферного, ноосферного и фундаментальных наук подходов. Он не исключает имеющийся накопленный опыт, который для качественного улучшения исследований адаптируется, конкретизируется и корректируется в соответствии с расширенной совокупностью объективных всеобщих и социально-экономических законов развития человека и общества в природе.
24-35 655
Аннотация
Привлечение промышленными предприятиями заемного финансирования для развития собственных инвестиционных проектов является важным фактором роста экономики России. В этой связи особую актуальность приобретает проблема доступности кредитных ресурсов для российского бизнеса. Представленная статья посвящена анализу возможности регулирования доступности кредитов для промышленных предприятий инструментами монетарной политики Центрального банка Российской Федерации. Автор ставит перед собой цель определить существующие проблемы системы кредитования промышленных предприятий и обозначить основные направления ее совершенствования. В рамках исследования проводится оценка влияния высоких и низких процентных ставок на объемы кредитования промышленности, анализируется структура предоставленных кредитов нефинансовым организациям, рассматривается проблема доступности длинных денег для реализации инвестиционных проектов в промышленности. В статье также исследуется концентрация активов в банковском секторе, отмечаются возросшая роль государства и снижающееся число коммерческих банков и их филиалов. Выделены некоторые важные направления развития, от которых в будущем будет зависеть состояние кредитования промышленности в России. Полученные результаты исследования могут быть использованы для разработки государственной стратегии развития системы кредитования промышленности в России.
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ
36-47 484
Аннотация
В статье рассматриваются динамика развития модели корпоративного акселератора в России с 2013 по 2020 г., сложившаяся модель корпоративной акселерации и последующего внедрения продукта стартапа в корпорацию, а также выявляется структура спроса российских корпораций на инновационные решения стартапов. Низкий уровень цифровизации российского бизнеса по сравнению со странами Европейского союза, убывающая динамика с 2013 г. удельного веса инновационных товаров и услуг в общем объеме реализованных товаров/услуг, а также возросшая активность корпораций в области инноваций за 2016–2019 гг. обусловливают высокий потенциал развития корпоративных инноваций в России. На основе изучения 54 программ корпоративной акселерации автором выделены основные модели организации корпоративных акселераторов в России и отмечена возросшая динамика их развития с 2018 г. Для более глубокого изучения механизмов взаимодействия стартапов и корпораций в контексте корпоративного акселератора с помощью системного анализа в статье была разработана модель организации корпоративного акселератора и пилотного запуска совместной деятельности стартапа и корпорации на основе выступлений представителей российских корпораций на конференциях и вебинарах. Исходя из имеющейся в публичном доступе информации о 72 инновационных проектах, а также опыта взаимодействия с российскими корпорациями из телекоммуникационной и финансовой сфер была выявлена структура спроса корпорации на высокотехнологичные решения стартапов. С помощью методов классификации было дано описание спроса в разрезе способов внедрения технологии, сферы применения технологии в корпорации и основных технологий, используемых в инновационных решениях стартапов.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
48-60 816
Аннотация
В статье анализируется влияние пандемии COVID-19 и вызванных ею карантинных мероприятий на социально-экономическое развитие нескольких областей Центрального федерального округа Российской Федерации – Брянской, Воронежской, Ивановской, Смоленской и Тульской. Особое внимание уделяется малому и среднему бизнесу. Авторы приводят результаты анонимного социологического опроса, проведенного в формате онлайн-анкетирования в указанных регионах, отражающие общественные настроения в отношении принятых ограничительных и мер государственной поддержки бизнеса, а также соответствующие ожидания по поводу перспектив региональной предпринимательской деятельности. Результаты опроса недвусмысленно указывают на то, что малый и средний бизнес понес серьезные потери в результате пандемии коронавируса. Восстановление экономики, по мнению респондентов, будет медленным и продолжительным. Бизнес части респондентов был разрушен полностью. Авторами даны рекомендации, направленные на минимизацию последствий COVID-19.
ЭКОНОМИКА ТРУДА
61-77 517
Аннотация
Ни одна из стран, оказавшихся сегодня в чрезвычайной ситуации из-за распространения COVID-19, не избежит роста числа вынужденно незанятых и потерявших работу. Россия не является исключением. В условиях нарастания кризисных явлений в экономике эта проблема еще более обостряется. С учетом сложившейся в стране ситуации автором предложен системный подход к реализации мер активной поддержки занятости населения. Он затрагивает широкий спектр вопросов: экономических, организационных, правовых, социальных, психологических и этических. Автором предложены три группы взаимосвязанных решений проблемы: предупреждение увольнений в период временных экономических трудностей; смягчение последствий кризиса для высвобождаемых работников; поддержка тех, кто остается работать в организации. Опираясь на ситуационный подход к оценке отраслевых и региональных рынков трудах, автор предлагает широкий спектр альтернативных решений по регулированию занятости населения, которые основаны на принципах социального партнерства и объединении усилий всех заинтересованных сторон – государства и общества, представителей работодателей и самих работников. Особое место уделено роли нестандартных форм занятости в предупреждении негативных последствий сокращения персонала. Обоснованы перспективы распространения гибкой занятости и удаленной работы; рассмотрены возможности и ограничения на пути их реализации.
78-91 601
Аннотация
В статье предложен новый подход к формированию системы непрерывного образования как междисциплинарный синтез теоретических, методологических и инструментальных средств анализа, прогнозирования, проектирования и государственного управления. Проблематика рассматривается в контексте устойчивости рынка труда. Объектом исследования выступают процессы развития базовых институтов рынка труда в их взаимосвязи с образовательной и экономической системами мезоуровня, усложнение которых затрудняет использование классических инструментальных средств анализа и обусловливает привлечение качественно новых моделей, в том числе на основе когнитивного и ценологического подходов. Анализируются основные направления научных исследований в данной области с упором на подходы к формированию новой институциональной модели образовательной системы. Для достижения поставленной цели используется инструментарий, учитывающий сложность всех рассматриваемых подсистем, в том числе многоаспектность происходящих на рынке труда процессов и их взаимосвязанность, в силу чего невозможно вычленение и детальное исследование отдельных явлений. Теоретико-методологический подход к прогнозированию и управлению сбалансированным рынком труда за счет сопряжения интересов ключевых стейкхолдеров и базовых институтов опирается на закономерности имитационного и ценологического моделирования, обеспечивающего реализацию стратегических задач устойчивого развития за счет формирования оптимального предложения в рамках системы непрерывного образования.
92-102 802
Аннотация
Развитие новых средств телекоммуникации, таких как ip-телефония, мессенджеры, приложения для видеоконференций, платформы для дистанционной работы с документами (например, google apps) и пр., уже несколько лет активно способствуют переходу сотрудников на дистанционную (удаленную) работу. Настоящая статья посвящена анализу результатов проведенного опроса, касающегося работы в удаленном режиме. Для исследования выдвинуты две гипотезы: 1) у значительного числа людей работа из дома будет более производительной; 2) большое число людей дадут положительную оценку работе из дома и предпочтут ее работе в офисе. Обе гипотезы были подтверждены анализом полученных в ходе опроса данных. Также задачей исследования было выявление положительных и отрицательных сторон дистанционной работы с последующим изучением возможности устранить минусы и влияния плюсов на мотивацию работников. Разработаны рекомендации руководителям компаний и HR-подразделениям относительно возможности и полезности полного или частичного перевода сотрудников на удаленную работу. С точки зрения бизнеса предполагается, что перевод сотрудников на дистанционную работу во многих случаях позволит получить следующие преимущества: сократить издержки на аренду офисных помещений; усовершенствовать бизнеспроцессы и коммуникации; внедрить современные рабочие технологии; повысить эффективность, мотивацию и удовлетворенность сотрудников.
103-112 554
Аннотация
В условиях глобализации, компьютеризации рабочих мест, обращения к гибким формам занятости требуется разработка новых радикальных решений по регулированию и стабилизации ситуации, связанной с ростом неформальной занятости населения. В статье представлен авторский механизм регулирования неформальной занятости на российском рынке труда, включающий в себя как уже реализуемые, так и предлагаемые автором инструменты: новую форму деятельности физических лиц – государственно-фрилансерское партнерство и инструмент регулирования социально-трудовых отношений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях на основе изученных международных и российских нормативно-правовых актов в сфере занятости. Основной задачей механизма является привлечение неформально занятого населения для осуществления деятельности на официальных условиях трудоустройства. Представленный механизм не является радикальным решением по борьбе с неформальной занятостью, а нацелен именно на повышение заинтересованности рабочей силы в выходе из теневой занятости. В сложившихся неблагоприятных экономических условиях, связанных с распространением коронавирусной инфекции, сокращением рабочих мест, потерей работы гражданами, предлагаемый механизм может послужить одной из программ по восстановлению ситуации на российском рынке труда. Поддержка со стороны государства в данный период может повысить лояльность к внедряемым на государственном уровне мерам, направленным на регулирование неформальной занятости.
113-128 496
Аннотация
Международная миграция, в частности миграция трудовых ресурсов, играет значимую роль как для самих мигрантов – участников международного разделения труда, так и для стран исхода и назначения, особенно с точки зрения экономического развития. Известно положительное влияние трудовой миграции для стран исхода как донора трудовых ресурсов, когда мигранты направляют значительные средства на родину, улучшая таким образом уровень жизни членов домохозяйств, оставленных на родине, посредством обеспечения доступа к основным социальным благам и услугам, таким как образование, здравоохранение, продовольствие. Вместе с тем вопросы регулирования миграционных процессов в самом Узбекистане до сих пор остаются актуальными, а последние попытки нивелирования пока не увенчались успехом. На этом фоне Россия как основной партнер Узбекистана по миграционному обмену трудовыми ресурсами, являясь страной назначения, принимает первые шаги в сторону либерализации миграционного законодательства и, скорее всего, примет и другие волевые решения для упрощения процедур принятия в свое гражданство все большего числа лиц (граждан СНГ) в приоритетном порядке. Узбекистан в среднесрочной перспективе будет иметь избыток трудовых ресурсов, рынком приложения труда его граждан будет Россия. Для создания прочных основ социальной защиты узбекских мигрантов необходимо наличие законодательных основ местного значения и международных соглашений. В статье автором даны рекомендации по разработке миграционной политики для обеспечения устойчивости роста экономики Узбекистана и прочности общественного строя.
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
129-142 473
Аннотация
Современная государственная политика России направлена на поддержку предпринимательской активности, а также на вовлечение населения в регулярные занятия физкультурой и спортом. Интеграция предпринимательства в систему государственного спорта способна обеспечить более высокий уровень практического использования современных рыночных инструментов в бюджетных спортивных организациях. Сотрудничество государственных спортивных организаций с предпринимателями в сфере спорта может способствовать устойчивому развитию экономики спорта, повышению эффективности продаж спортивных товаров и услуг, поиску практических комбинаций, направленных на извлечение прибыли в процессе реализации текущей спортивной деятельности. Государственный спорт России нуждается в механизмах развития частной предпринимательской инициативы. В статье автором даны рекомендации по совершенствованию организационных механизмов взаимодействия государственного сектора и частных предпринимательских структур, реализация которых позволит вывести спортивную экономику на новый уровень. Повышение уровня предпринимательской культуры в спортивной сфере наряду с ростом экономических и спортивных показателей в государственных спортивных организациях отвечает актуальным задачам, обозначенным в федеральных проектах «Популяризация предпринимательства» и «Спорт – норма жизни», которые входят в национальные проекты «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и «Демография».
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
143-157 647
Аннотация
Статья посвящена концепции преобразования системы управления РЭУ им. Г. В. Плеханова в соответствии с проектом 5-100. Авторская концепция включает новый подход к управленческой структуре, который определяется стратегией развития вуза. Целесообразным считается подход к построению оригинальной организационной структуры управления на основе образовательно-научных центров (ОНЦ), осуществляющих подготовку высококвалифицированных специалистов, исследовательскую деятельность и коммерциализацию. Авторы обосновывают три направления трансформации системы управления: предоставление подразделениям оперативно-хозяйственной самостоятельности; организация взаимодействия ОНЦ, кафедр и факультетов (передача от факультетов в ОНЦ методической работы с образовательными продуктами – основными образовательными программами подготовки); создание условий для преобразования факультетов в профильные мобильные дирекции образовательных программ с контингентом студентов и слушателей. При выпускающих кафедрах предлагается создавать проектные группы основных образовательных программ подготовки, включающие представителей задействованных в ней подразделений – кафедр, факультетов, научных школ и лабораторий ОНЦ. Системно-творческие решения в поступенчатом отборе и развитии талантов обучающихся на основе предметной области позволят РЭУ им. Г. В. Плеханова выделиться среди конкурентов, внести весомый вклад в лидерские позиции вуза на рынке труда.
158-166 709
Аннотация
За свою более чем тридцатилетнюю историю концепция управления многообразием завоевала прочную позицию в современных организациях и приобретает все большее значение ввиду неизбежности усиления многообразия человеческого общества. В данной статье представлены отдельные аспекты идеологии мультикультурализма, ряд подходов к управлению культурной диверсификацией в рамках современного контекста менеджмента. Авторами исследуется тематика управления многообразием, представляющаяся актуальной и востребованной для современной бизнес-практики. Проанализирована культурная типология Г. Хофстеде, проранжированы основные типы мировых культур по Р. Д. Льюису и их ключевые характеристики. Исследование направлено на два основных ракурса: с одной стороны, управление многообразием может помочь организациям, которые опасаются данного явления из-за его предполагаемых негативных последствий; с другой стороны, оно может помочь компаниям, которые уже реализуют указанную концепцию, воспользоваться его преимуществами. В заключение авторы приходят к выводу, что эффективное управление многообразием подразумевает изменение сознания, отношения, поведения, организационной практики, структуры и культуры, а также совокупности правил, процедур и этики бизнеса, где каждый человек из различных слоев общества может внести свой вклад в осуществление целей организации и реализовать собственный потенциал.
167-172 669
Аннотация
В статье рассматриваются инновационные методы дистанционного взаимодействия в системе международного корпоративного управления. Необходимость в актуализации дистанционных коммуникаций обусловлена не только потребностью в территориальном расширении бизнеса, открытием региональных филиалов, привлечением сотрудников из других стран и городов, но и сложившейся ситуацией с мировой пандемией. Всемирная организация здравоохранения 11 марта 2020 г. объявила вспышку нового типа коронавируса COVID-19 пандемией, что коренным образом изменило традиционные устои жизни, бизнеса, образования во всех странах мира. Для миллионов людей дистанционные коммуникации стали единственным связующим звеном с внешним миром. Возникшая потребность и необходимость в удаленной работе отразились на современных тенденциях в области корпоративного управления, в частности на системе управления человеческими ресурсами в организациях. Автором в результате исследования сформулирован ряд рекомендаций по оптимизации взаимодействий на всех уровнях управления, поскольку переход на дистанционный формат требует наличия эффективного инструментария по автоматизации функций кадровой службы (найма и отбора персонала, его оценки и обучения), а также эффективному и рациональному планированию, деловым коммуникациям, распределению функций и задач с использованием информационных технологий.
173-180 456
Аннотация
В статье представлены инициативы в части государственного содействия прогрессивному развитию и совершенствованию систем управления субъектами малого и среднего интеллектуального бизнеса в национальной экономике, в том числе формирование специального федерального фонда поддержки инициатив в области информационного рынка, обеспечение максимально широких возможностей использования федеральной и региональной инновационной инфраструктуры, стимулирование коммерческих банков Российской Федерации к интенсификации кредитования развития субъектов малого и среднего информационного бизнеса, налоговые преференции. Автором выделены мероприятия по развитию стратегического управления деятельностью самих субъектов малого и среднего информационного бизнеса – резидентов экономики Российской Федерации: совершенствование использования облачных технологий, развитие интеграционных процессов в области управления субъектами малого и среднего информационного бизнеса России, повышение эффективности управления информационной безопасностью, совершенствование использования экономического потенциала социальных сетей в управленческой деятельности организаций. Предложена модель мегаинтегратора платформ цифрового управления как единого информационно-коммуникационного пространства, предоставляющего возможность комплексного выбора организациями наиболее предпочтительных управленческих вариантов использования максимально широкого круга цифровых платформ.
181-186 431
Аннотация
На данный момент мировая и национальная экономика столкнулась со множеством труднопрогнозируемых событий, которые Н. Таллеб назвал событиями «черного лебедя» – событиями, имеющими значительные последствия как для экономики в целом, так и для отраслей в частности. Интегрированные корпоративные структуры тем временем продолжают формироваться за счет реализации сделок M&A. Статистика и диагностика сделок M&A в компаниях-лидерах свидетельствует о том, что данные сделки не потеряли высокую степень риска. А классический менеджмент в M&A, сложившийся в последние двадцать лет, требует кардинальных изменений. Финансовое сообщество продолжает рассматривать присоединение новых бизнесов в качестве устоявшегося метода получения разного рода преференций, таких как, например, диффузия знаний и навыков в области инноваций, возможности выхода на новые рынки, ожидание получения синергетического эффекта, в том числе в рамках «материнской предвзятости». Изучая мировой и отечественный опыт, становится очевидным тот факт, что до сих пор большинство компаний-покупателей (или компанийагрессоров) реализуют политику потребления в отношении компании-мишени, иными словами, компаниямишень не рассматривается как объект инвестиций любого рода. Речь идет, например, об инвестициях в капитал, в оптимизацию системы стратегического управления компании-мишени, в совершенствование бизнес-модели и т. д. В связи с этим авторами в данной статье рассматриваются особенности корпоративного управления в рамках Shareholder Activism, независимых директоров и агентской теории, показаны противоречия и обозначаются перемены в этих областях.
187-194 481
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме – эффективности рабочего времени сотрудников за счет использования специальных систем по планированию рабочего времени (workforce management – WFM). Представлен анализ использования различных управленческих инструментов для формирования эффективного рабочего графика сотрудников. Показано, что количество компаний, внедряющих автоматизированные программы для учета и планирования рабочего времени сотрудников, постепенно растет. Выявлены основные преимущества и недостатки, которые были отмечены менеджерами, внедряющими цифровые решения в процесс составления рабочего графика. Исследованы различные виды специализированного программного обеспечения для создания гибкого рабочего графика, а также рассмотрены ключевые критерии, по которым определяются лучшие WFM-системы. В ходе данной классификации определены параметры, которым необходимо уделить особое внимание при принятии решения об использовании WFM-системы в компании. По итогам проведенного автором исследования были разработаны рекомендации по внедрению такого рода цифровых решений в компании. Автор приходит к выводу, что данные системы необходимы предприятиям, ориентированным на цифровизацию своего бизнеса, так как они позволяют оптимизировать затраты на персонал и увеличить эффективность работы сотрудников.
МАРКЕТИНГ, ЛОГИСТИКА, СФЕРА УСЛУГ
195-204 387
Аннотация
11 марта 2020 г. Всемирная организация здравоохранения официально признала вспышку коронавируса COVID-2019 пандемией. На этом фоне большинство государств мира объявили о закрытии границ. Внутренние перемещения на общественном транспорте также изменились с целью остановки распространения вируса. На уровне высших уровней власти на ежедневной основе принимаются стратегические решения в рамках борьбы с болезнью. В России 25 марта Указом Президента В. В. Путина № 206 было принято решение об установлении нерабочей недели с 30 марта по 3 апреля 2020 г., а 2 апреля 2020 г. данное решение о нерабочей неделе было продлено до конца апреля. На этом фоне туристическая, ресторанная, досуговая отрасли временно закрылись, и бизнес в рамках данных отраслей вынужден подстраиваться под текущие изменения. Для ресторанов это прежде всего переход на доставку своей продукции через агрегаторы. Данный Указ не распространялся на несколько отраслей, в том числе на организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости. Соответственно, продуктовая розница форматов online и offline продолжала свою деятельность по реализации товаров потребителям. В статье авторами показана роль категорийных менеджеров в постоянно изменяющихся условиях на фоне пандемии, поскольку именно от их решений зависит бесперебойное снабжение клиентов товарами.
205-214 664
Аннотация
Каршеринг является одним из главных трендов городской мобильности последних лет во многих странах Азии, Европы и Северной Америки. Россия входит в число стран-лидеров отрасли по темпам развития и объему флота в определенных сегментах. Развитие каршеринга активно стимулируется в городах России в качестве дополнения к уже существующим системам общественного транспорта. В статье проанализирован опыт развития каршеринга в Германии, отмечены возможности его применения в России. В результате исследования сформулирован ряд рекомендаций по развитию отрасли. В частности, следует рассмотреть стимулирование развития не только модели free-float, но и каршеринга станционной модели, поскольку он имеет больший положительный эффект для окружающей среды. Требуется разработка политики метамобильности, которая подразумевает разрушение границ между чистым каршерингом, общественным транспортом, средствами микромобильности и частными автомобилями. Необходимо создание прозрачной нормативно-правовой базы для сферы каршеринга. Развитию отрасли могут способствовать субсидирование лизинга, предоставление операторам льготных условий ведения бизнеса, снижение сборов за парковку автомобилей каршеринга и организация отдельных парковочных мест. Внедрение комбинированных тарифов и единого мобильного приложения для всех видов общественного транспорта будут способствовать развитию мультимодальной транспортной системы в крупных городах. Дополнительные налоги на личные транспортные средства и городские сборы за въезд в центр на собственном транспорте и его парковку также могут выступать в качестве мер поддержки отрасли каршеринга.
ISSN 2413-2829 (Print)
ISSN 2587-9251 (Online)
ISSN 2587-9251 (Online)